Я работаю бухгалтером в детском саду на 1 ставку, также у нас есть делопроизводитель 0,5 ставки, ставки инспектора по кадрам не предусмотрено. Штат сотрудников - 65 человек, текучка кадров достаточно большая. Руководитель мне хочет назначить доплату компенсационного характера за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей, - за ведение кадрового делопроизводства. Однако, районный отдел образования данную доплату считает необоснованной, так как считает, что кадровое делопроизводство должно входить в основные должностные обязанности делопроизводителя на 0,5 ставки. Однако, в должностной инструкции делопроизводителя ничего не сказано про кадровое делопроизводство, и если обратиться к Единому квалификационному справочнику, то среди функций делопроизводителя также ничего не сказано про кадровое делопроизводство, а именно: работу с личными делами сотрудников, трудовыми книжками и все остальные функции, которые присуще инспектору по кадрам. Районный отдел образования ссылается на фразу из Постановления Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88, где написано, что "Делопроизводитель (секретарь-машинистка) оформляет документы и готовит проекты распоряжений по приему, переводу и увольнению сотрудников". Но разве только в этом состоит кадровое делопроизводство и заключаются функции инспектора по кадрам? Кто прав в этой ситуации? И как доказать свою правоту, если правы мы?
Принятие решения о целесообразности распределения обязанностей между работниками находится в компетенции работодателя, в рассматриваемой ситуации - отдела образования. Трудовое законодательство допускает расширение должностных обязанностей работников по сравнению с установленными нормативными актами (Квалификационным справочником, Постановлением Минтруда РФ). Из этого следует, что функции по кадровому делопроизводству может исполнять как делопроизводитель путем расширения его должностных обязанностей, так как данные обязанности близки по содержанию работ к тем, которые он выполняет, а также предусмотрены Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88. Вменение дополнительных обязанностей по кадровому делопроизводству бухгалтеру с его согласия за дополнительную плату также не будет являться нарушением трудового законодательства.
На наш взгляд проблема лежит не в соблюдении требований трудового законодательства, а в нормативах численности персонала, требующих дополнительного финансирования, что не относится к компетенции Роструда.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 установлено (п. 4 Общих положений), что в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
В силу Постановления Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 делопроизводитель (секретарь-машинистка) оформляет документы и готовит проекты распоряжений по приему, переводу и увольнению сотрудников. Нормативы численности, установленные данным Постановлением, рекомендуются для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.