Предприятие производит энергоносители, отпуская их по ценам, зафиксированным региональным органом власти. Последний, в свою очередь, компенсирует бюджетными средствами убытки предприятия (возникающую разницу между выручкой и расходами). Как отразить в бухучете указанное финансирование из регионального бюджета?
Л.А. Евстратова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В бухгалтерском учете получаемая на возмещение полученных предприятием убытков субсидия отражается в составе прочих доходов согласно методологии, предусмотренной ПБУ 13/2000.
Обоснование. Правила отражения в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, установлены в ПБУ 13/2000. Стандарт не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов. Этим в настоящее время занимается Федеральная служба по тарифам*(1). Орган региональной власти не уполномочен на регулирование цен и тарифов, значит, фиксирование им тарифов нельзя признать государственным регулированием в рамках действующего законодательства. Следовательно, бухгалтер в данной ситуации вправе применять ПБУ 13/2000.
Стандартом предусмотрена методология учета финансирования из бюджета текущих и капитальных расходов хозяйствующего субъекта. Между тем выделяемые поставщикам энергоресурсов денежные средства идут на компенсацию разницы уже понесенных расходов и применяемых тарифов. Поэтому понадобятся иные правила, в частности, специальная норма п. 10 ПБУ 13/2000. Кратко она звучит так. Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации (Дебет 86 Кредит 91). Однако раньше при фактическом получении денежных средств из бюджета средств должна быть сделана другая запись (Дебет 51 Кредит 86). В совокупности обозначенные проводки характеризуют кассовый метод учета средств целевого финансирования, которые признаются по мере поступления.
Нормы п. 7 ПБУ 13/2000 предусматривают и метод начисления, когда бухгалтер уже имеет право принимать выделенные бюджетные средства к учету после того, как принято решение о предоставлении субсидии на компенсацию разницы между фактическими расходами и полученной выручкой. В бухгалтерском учете поставщика энергоресурсов отражается задолженность по средствам целевого финансирования (Дебет 76 Кредит 86), после чего она погашается по мере поступления средств (Дебет 51 Кредит 76). Само целевое финансирование, как и в первом случае, включается в доходы (Дебет 86 Кредит 91).
Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством) (п. 15 ПБУ 13/2000).
Пример
Поставщик коммунальных ресурсов по итогам отчетного периода получил доходы согласно применяемым тарифам в размере 11 800 000 руб. (в том числе НДС - 1 800 000 руб.). В этом же периоде предприятием осуществлены расходы в размере 13 500 000 руб. (в том числе НДС - 1 500 000 руб.). Предприятие подготовило документы на возмещение превышения расходов над полученными доходами и получило компенсацию.
Доходы без НДС составят 10 000 000 руб. (11 800 000 - 1 800 000), а расходы 12 000 000 руб. (13 500 000 - 1 500 000). Разница между показателями равна 2 000 000 руб. В этом объеме выделяется целевое финансирование, в примере оно отражается кассовым методом.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены доходы согласно применяемым тарифам | 11 800 000 | ||
Начислен НДС к уплате в бюджет | 1 800 000 | ||
Показаны произведенные расходы без НДС | 12 000 000 | ||
Отражен предъявленный налог | 1 500 000 | ||
НДС поставлен к вычету | 1 500 000 | ||
Показана себестоимость коммунальных ресурсов | 12 000 000 | ||
Отражен полученный в отчетном периоде убыток | 2 000 000 | ||
Получены денежные средства из бюджета | 2 000 000 | ||
Отражено бюджетное финансирование | 2 000 000 | ||
Прочие доходы учтены в финансовом результате* | 2 000 000 | ||
* В итоге убыток на счете 99 закроется прибылью от прочих операций, что позволяет предприятию продолжить деятельность и исполнять свои договорные обязательства. |
Если все же применить ПБУ 9/99 к условиям примера, то поступления в возмещение причиненных организации убытков следует показывать в составе прочих доходов. Точно такое же решение дает ПБУ 13/2000, что наглядно показано в примере. Поэтому главное не выбор стандарта, а объективное отражение хозяйственной операции.
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"