Промышленное предприятие производит энергоносители, цены на которые регулируются государством. По итогам года организация получает субсидию на возмещение разницы между фактически применяемыми отпускными ценами и экономически обоснованными ценами, включающими себестоимость и прибыль. Как отразить в бухгалтерском учете указанное государственное финансирование?
Л.А. Евстратова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В бухгалтерском учете получаемая на возмещение фактически недополученных доходов субсидия отражается в составе выручки предприятия согласно методологии, предусмотренной ПБУ 9/99 "Доходы организации".
Обоснование. Методологии учета бюджетных средств у их получателей - коммерческих организаций посвящен ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Им можно руководствоваться при ведении бухгалтерского учета бюджетных средств, получаемых предприятиями и оформленных в установленном порядке (уведомление о бюджетных ассигнованиях, бюджетная роспись и т.д.*(1)). При этом ПБУ 13/2000 не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов. Сюда можно отнести субсидии, получаемые в целях возмещения "выпадающих" доходов, образовавшихся из-за применения регулируемых государством цен. В таком случае экономическая выгода в виде субсидии из бюджета должна отражаться в бухгалтерском учете по правилам ПБУ 9/99, а не ПБУ 13/2000.
Согласно п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Данные показатели определяются исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п. 6.1 ПБУ 9/99).
На основании этого при реализации продукции по регулируемым ценам выручка признается в бухгалтерском учете в размере поступлений от применения данных цен. Последующее возмещение из бюджета недополученных доходов также признается как выручка, только ее предприятие получает не от потребителей ресурсов, а от бюджета. Но решение о выделении субсидий может не приниматься в безусловном порядке, а зависеть от различных факторов. В таком случае до принятия решения о выделении субсидии нет уверенности в увеличении экономической выгоды и достоверной ее оценки, что является одним из обязательных условий признания выручки (п. 12 ПБУ 9/99).
Поэтому только после заключения соглашения с предприятием о предоставлении бюджетных средств бухгалтер вправе отразить доходы, которые будут получены из бюджета. Для расчетов с бюджетом по средствам целевого финансирования согласно Инструкции по применению Плана счетов применяют счет 86. На нем обобщается информация о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Как правило, предприятия обязаны расходовать средства по целевому назначению и остаток вернуть в бюджет, поэтому уместно использование счета 86 как счета учета расчетов, пусть даже в рамках применения ПБУ 9/99, а не ПБУ 13/2000.
Пример
Предприятие по итогам отчетного периода получило доходы исходя из регулируемых цен в размере 11 800 000 руб. (в том числе НДС - 1 800 000 руб.). В этом же периоде осуществлены расходы в размере 14 000 000 руб. (в том числе НДС - 2 000 000 руб.). Предприятие недополучило выручку в размере 3 000 000 руб., включающую "выпадающие" доходы, образовавшие убыток (2 000 000 руб.), и нормативную прибыль согласно объему переданной покупателям продукции (1 000 000 руб.).
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены доходы согласно применяемым тарифам | 11 800 000 | ||
Начислен НДС к уплате в бюджет | 1 800 000 | ||
Показаны произведенные расходы без НДС | 12 000 000 | ||
Отражен предъявленный налог | 2 000 000 | ||
НДС поставлен к вычету | 2 000 000 | ||
Показана себестоимость коммунальных ресурсов | 12 000 000 | ||
Отражен полученный предприятием убыток (11 800 000 - 1 800 000 - 12 000 000) руб. | 2 000 000 | ||
Показана сумма полагающихся бюджетных средств | 3 000 000 | ||
Поступили денежные средства из бюджета | 3 000 000 | ||
Доходы в виде госпомощи сформировали прибыль* | 3 000 000 | ||
* В итоге на счете 99 возникнет кредитовое сальдо в размере 1 000 000 руб. (3 000 000 - 2 000 000), показывающее прибыль, которую предприятие может направить на свое дальнейшее развитие, включая обновление основных производственных фондов. |
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма Минфина РФ от 20.01.2006 N 07-05-06/08, от 21.10.2005 N 07-05-06/276.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"