В нашей организации создано новое структурное подразделение N 2. В соответствии с действующим законодательством проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) рабочих мест (место нахождения изменилось), по результатам которой работникам установлены доплаты и иные компенсации. К работникам структурного подразделения N 1 применяются компенсации и доплаты в соответствии с картами аттестации рабочих мест. В связи с тем, что в структурных подразделениях N 1 и N 2 имеются одинаковые профессии (должности) с одинаковыми обязанностями у нас сложилась ситуация, когда работники за равный труд получают разные компенсационные выплаты (либо не получают их, т.к. результатами аттестации они не были назначены). Закон о СОУТ предусматривает более широкий перечень критериев оценки и, если такую оценку провести в структурном подразделении N 1, то изменились бы компенсационные выплаты работников и были бы равными для всех. Например, токарь структурного подразделения N 1 по результатам аттестации получает доплату в размере 4%; токарь структурного подразделения N 2 по результатам СОУТ получает доплату в размере 4%, дополнительный отпуск 7 дней, молоко или другие равноценные пищевые продукты. У работников возникают закономерные вопросы. Основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда для структурного подразделения N 1 отсутствуют (аттестация проводилась в 2011 году). Как привести выплаты и компенсации к единообразию? Можно ли это сделать в данный момент?
В целях соблюдения равенства оплаты за труд равный ценности полагаем необходимым привести выплаты и компенсации к единообразию путем увеличения соответствующих выплат работникам структурного подразделения N 2. Увеличение выплат и предоставление дополнительных компенсаций может быть оформлено приказом или иным распорядительным актом работодателя.
Также работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом "О специальной оценке условий труда", до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.