Я работаю в аэропорту в бизнес-зале, в котором предоставляются услуги пассажирам бизнес-класса (бесплатно), эконом класса, обладателей золотой карты (бесплатно), пассажирам, имеющим премиальные билеты бизнес-класса (платно). Стоимость услуги составляет 4000 рублей. При расчетах между аэропортом и авиакомпанией аэропорт получает за обслуживание бесплатных пассажиров 1500 рублей. Мною была обслужена пассажирка, имеющая премиальный билет бизнес-класса. По невнимательности я не посмотрела, что у нее премиальный билет, и оплату за услугу я не взяла. Аэропорт выставил счет авиакомпании за обслуживание данной пассажирки, но авиакомпания прислала претензионное уведомление об отказе оплаты, так как нет основания (у пассажирки премиальный билет и нет золотой карты). Аэропорт расценивает, что по указанной претензии сумма ущерба, причиненного по моей вине, составляет 1500 рублей, так как была обслужена пассажирка, не имеющая на это права. На основании ст. 137, 138, 238, 248 ТК РФ приказывает взыскать с меня сумму причиненного предприятию ущерба в размере 1500 рублей путем удержания из заработной платы. Услуги в бизнес-зале включают в себя регистрацию пассажира, ожидание им посадки в самолет в отдельном зале со "шведским" столом и доставку к самолету отдельным транспортом. Данная пассажирка возможно и не пользовалась "шведским" столом, на этот рейс были другие пассажиры, то есть для нее отдельно не предоставлялась машина, она с другими пассажирами бизнес-класса была доставлена к самолету. Являются ли мои действия прямым действительным ущербом или это недополученные доходы (упущенная выгода), о которой говорится в ст. 238 ТК РФ? Законно ли определен размер материального ущерба в размере 1500 рублей?
Затруднительно ответить на Ваш вопрос, поскольку определение того является ли данный ущерб прямым, а не недополученными доходами, а также определение размера такого ущерба осуществляется только на основании соответствующей проверки работодателем. В ходе такой проверки работодатель обязан, в том числе затребовать от работника письменные объяснения причин случившегося. Если работник будет не согласен с результатами проверки, то он вправе будет их обжаловать в суде.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.