Деятельность сотрудников организации связана с работой с ПЭВМ. По мнению работодателя работа за компьютером составляет менее 50% рабочего времени, поэтому медицинских осмотров он не проводит. Могут ли контролирующие органы привлечь такого работодателя в связи с этим к ответственности? Как контролирующие органы будут определять, сколько времени сотрудники работают с ПЭВМ - более 50% рабочего времени или менее? По итогам аттестации рабочих мест руководителя организации присвоен класс условий труда - 3.2 (то есть вредные) в связи с ответственностью, напряженностью, эмоциональной нагрузкой и т.п., таких критериев в приказе 302н нет. В графе "необходимость проведения медосмотра" указано "нет", в то же время в ст. 213 ТК РФ закреплено: "работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда... проходят обязательные медосмотры". Как быть в этой ситуации? Проводить медосмотр руководителю или нет?
1. Вы должны проходить периодические медицинские осмотры, если Ваша работа связана с воздействием на Вас электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в следующих случаях:
- работа связана со считыванием информации;
- работа связана с вводом информации;
- работа производится в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени.
Идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника осуществляется в процессе специальной оценки условий труда (ранее вредные и (или) опасные факторы выявлялись по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда).
Таким образом, если по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте, то работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет, в частности, административную ответственность.
2. Да, руководитель, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязан проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения его пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Правовое обоснование:
В Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень), указаны:
факторы, при работе с которыми работники подлежат прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случае отнесения их к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда;
факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
Так, в частности, в соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.