У розничной компании есть интернет-магазин, через который она продает изделия медицинского назначения.
Имеет ли право данная компания продавать изделия медицинского назначения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Прямого запрета на продажу медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, через интернет-магазины действующее законодательство не содержит.
Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам утверждена приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
На территории Российской Федерации разрешается обращение (в том числе продажа) медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ). Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение) (п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416).
Таким образом, продажа медицинских изделий должна осуществляться при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие. Требований о лицензировании такой деятельности действующее законодательство не предъявляет.
Пункт 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в редакции постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 6), запрещает продажу отдельных видов товаров, в число которых теперь включены медицинские изделия, при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли*(1): на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах.
Отметим, что торговля товарами, осуществляемая вне стационарного торгового объекта при посещении покупателей в месте их нахождения (на транспорте, на улице, на дому, по месту работы и учебы), в п. 3.12 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного приказом Росстандарта от 15.12.2009 N 771-ст (далее - ГОСТ Р 51773-2009), определена как разносная торговля. Аналогичное понятие приведено в п. 74 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2013), в силу которого разносной торговлей является форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дому или улице.
Следовательно, с 20 января 2015 года разносная продажа товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий, запрещена.
Однако продажа товаров через интернет-магазины не является разносной торговлей. Согласно п. 57 ГОСТ Р 51303-2013 интернет-магазин - это часть торгового предприятия (торговой организации) или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
Как следует из п.п. 75, 77, 80 ГОСТ Р 51303-2013, интернет-торговля представляет собой одну из форм дистанционной торговли, в рамках которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи происходит с использованием сети Интернет и покупатель сообщает продавцу о намерении купить товар также посредством этой информационно-коммуникационной сети.
То есть дистанционный способ продажи товаров, наряду с разносной торговлей, выделяется как самостоятельная форма торговли (п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", далее - Закон N 381-ФЗ, п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612). Дистанционная торговля осуществляется на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (образцом товара) до заключения договора купли-продажи и осуществления оплаты за товар, в том числе путем ознакомления с описанием товара, содержащимся на интернет-сайтах (п. 75 ГОСТ Р 51303-2013).
Таким образом, торговля через интернет-магазин (интернет-торговля) происходит не с использованием какого-либо торгового объекта (стационарного или нестационарного), здания, сооружения, помещения или торговой точки, а посредством сети Интернет.
Подобная форма торговли может осуществляться с условием курьерской доставки товара, но и это, на наш взгляд, не дает оснований приравнивать её к разносной торговле, поскольку разносная торговля предполагает заключение договора купли-продажи при непосредственном контакте продавца с покупателем (что следует, в частности, из общего определения понятия торговли как вида предпринимательской деятельности, связанного с приобретением и продажей товаров, которое содержится в п. 1 ст. 2 Закона N 381-ФЗ), а курьерская доставка товара осуществляется во исполнение уже заключенного договора купли-продажи.
В связи с изложенным мы считаем, что прямого запрета на продажу медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, дистанционным способом действующее законодательство не содержит, а потому ограничения розничной продажи медицинских изделий, установленные п. 4 Правил N 55, на интернет-магазины распространяться не должны.
Подчеркнем, что данный вывод является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Каких-либо официальных разъяснений, равно как и судебной практики, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
27 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарный торговый объект представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения. К стационарным торговым объектам относят предприятия оптовой и предприятия розничной торговли различных типов (оптово-распределительные и логистические центры, товарные склады, магазины-склады, оптовые продовольственные рынки, центры оптовой и мелкооптовой торговли и др., магазины и объекты мелкорозничной (торговой) сети) (п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.13 ГОСТ Р 51773-2009).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.