Организация (подрядчик) заключила государственный контракт с госорганом (заказчик). По условиям данного контракта организация обязалась выполнить проведение подрядных работ, связанных с изготовлением сувенирной продукции, оплата должна была производиться поэтапно. Стороны согласовали, что организация приступит к работе 1 мая. По условиям договора расторжение договора должно было производиться в соответствии с законодательством РФ. Однако организация не исполняла своих обязательств на протяжении выходных и праздничных дней (1-4 мая). Заказчик направил подрядчику письмо с уведомлением о расторжении государственного контракта и отказался оплачивать работу организации. Правомерны ли действия заказчика?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2015 г.
Позиция заказчика неправомерна. Действующее законодательство не предусматривает возможности одностороннего отказа от государственного контракта вне судебного порядка, даже при существенных нарушениях со стороны контрагента. В то же время следует учитывать, что в судебной практике существует позиция, основанная на разъяснениях ВАС РФ, сделанных в период действия предыдущего закона, регулирующего государственные закупки, допускающая одностороннее расторжение государственного контракта.
Обоснование: Пункт 2 ст. 715 ГК РФ гласит, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пункты 1 и 2 ст. 763 ГК РФ устанавливают, что подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статья 768 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 8 и 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44 ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из условий вопроса, стороны не предусмотрели данную возможность. Следовательно, по Закону N 44-ФЗ расторжение договора в одностороннем порядке не допускается, если стороны не согласовали данное условие.
Так, в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N А24-799/2014 было указано, что довод заказчика о том, что при расторжении государственного контракта путем одностороннего отказа от его исполнения истцом были соблюдены требования законодательства РФ и государственный контракт считается расторгнутым, подлежит отклонению, поскольку в тексте государственного контракта сторонами не предусмотрена возможность одностороннего расторжения договоров в случае виновного поведения одной из сторон, а соглашение между сторонами о расторжении контракта достигнуто не было. Истец также не обращался в суд с требованием о расторжении государственного контракта.
В то же время в судебной практике существует позиция, основанная на разъяснениях ВАС РФ, сделанных в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (см. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.10.2011 N 9382/11 и от 22.10.2013 N 6373/13).
Так, в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N А63-677/2013 было указано, что согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами ГК РФ: в части, не урегулированной ст. 763-767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения § 3 или 4 гл. 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК РФ).
Ни ст. 763-767, ни положения § 3, 4 гл. 37 ГК РФ не регулируют вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде.
Суд отметил, что поскольку министерство письмом уведомило исполнителя о расторжении контракта в одностороннем порядке, в связи с ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств, обусловленном основаниями, предусмотренными п. 2 ст. 405 ГК РФ, государственный контракт считается расторгнутым, а возникшие из него обязательства прекращенными.
1 сентября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427