Комментарий к Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Ю.М. Лермонтов,
государственный советник
Российской Федерации III класса
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2015 г.
В предыдущем номере журнала был представлен краткий обзор Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов, читатели имели возможность ознакомиться с полным текстом документа, представленным на сайте Минфина России (напоминаем, что он не носит нормативного характера). В настоящей статье автор анализирует существенные новации, ориентированные на совершенствование налогового законодательства, предлагаемые в Основных направлениях.
Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики).
В перспективе на данные годы остается неизменным приоритет недопущения какого-либо увеличения налоговой нагрузки.
Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки призван обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.
Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также повышение эффективности системы налогового администрирования.
Налоговая политика будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.
В настоящей статье автор рассматривает существенные предложения по совершенствованию налогового законодательства, предлагаемые новым документом.
Исполнение Послания Президента РФ
Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ
Первым направлением налоговой политики на ближайшие 3 года обозначено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), включая возможности задекларировать имущество, переданное номинальному владельцу, предоставление таким декларантам значительного объема государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.
С 08.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Соответствующие изменения в НК РФ внесены принятым одновременно Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ (далее - Закон N 150-ФЗ).
Цель программы добровольного декларирования - обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защита их имущественных интересов, в т.ч. за пределами России; создание стимулов для добросовестного исполнения обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики могут задекларировать имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в т.ч. контролируемое через номинальных владельцев.
Принятый закон предоставляет декларантам следующие гарантии:
- защита декларируемых сведений в ФНС России (налоговая тайна) и ее непредставление другим государственным органом без согласия декларанта;
- неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, но только в части правонарушений, совершенных до 01.01.2015;
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов и совершенные до 01.01.2015;
- возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.
Декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе декларантом лично либо через уполномоченного представителя. Форма декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатная форма декларации может подготавливаться с использованием программного обеспечения.
Физические лица вправе представить декларацию непосредственно в ФНС России либо в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания) декларанта.
Основные направления налоговой политики предусматривают, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации.
Антикризисные меры Правительства РФ и Государственной Думы
Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств ("гринфилды" и специальные инвестиционные контракты)
Стимулирование экономики осуществляется путем расширения прав субъектов Российской Федерации посредством предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории.
Минфином России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности ("гринфилдам") в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.
Данный законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14.05.2014 N Пр-1159 и направлен на предоставление права субъекту Российской Федерации снижать налоговую нагрузку вновь создаваемым предприятиям промышленности в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат.
Проект предусматривает предоставление субъекту Российской Федерации права снижать вплоть до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения в производственные мощности. Также предусмотрена возможность обнуления для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций, поступающему в федеральный бюджет.
Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного НК РФ в отношении региональных инвестиционных проектов. Отличие данного механизма снижения налоговой нагрузки для вновь создаваемых предприятий промышленности от уже существующего для региональных инвестиционных проектов будет состоять в том, что снижение налоговой нагрузки для вновь создаваемых предприятий промышленности будет действовать на всей территории Российской Федерации, а не в отдельных субъектах Российской Федерации.
Условия, при соблюдении которых вновь создаваемым предприятиям промышленности может быть предоставлено право воспользоваться данной льготой, а также особенности проведения налогового контроля и раскрытия информации устанавливаются по аналогии с порядком, установленным для участников региональных инвестиционных проектов.
Период применения пониженной ставки налога на прибыль организаций будет действовать, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта (но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов) и, заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок налога, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составит величину, равную объему капитальных вложений.
Также Основные направления налоговой политики предусматривают введение в законодательство о налогах и сборах ряда преференций, обеспечивающих более комфортный налоговый режим для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
В частности, в дополнение указанных выше преференций для "гринфилдов" предполагается закрепить в законодательстве следующие нормы:
1) Введение ограничений для субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничения на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций для участников специальных контрактов свыше 2% до 2025 года;
2) предоставление возможности использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1-7 амортизационным группам.
Основные направления налоговой политики ориентируют на 01.01.2016 как на дату вступления в силу данных изменений.
Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения
В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств Основные направления налоговой политики указывают на повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 100 000 рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 150-ФЗ) амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
На основании п. 1 ст. 257 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 150-ФЗ) под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Как следует из пп. 1 и 3 п. 2 ст. 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы и суммы начисленной амортизации.
Учитывая данные нормы (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 150-ФЗ), оборудование, приобретенное для производства продукции, стоимостью более 40 000 рублей, является основным средством и амортизируемым имуществом, расходы на него погашаются для целей главы 25 НК РФ путем начисления амортизации.
Законом N 150-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ внесены изменения, согласно которым первоначальная стоимость для признания имущества основным средством и амортизируемым имуществом для целей главы 25 НК РФ должна составлять теперь более 100 000 рублей (вместо 40 000 рублей).
На основании части 4 ст. 5 Закона N 150-ФЗ приведенные изменения вступают в силу с 01.01.2016 года.
Таким образом, применительно к имуществу, вводимому в эксплуатацию после 01.01.2016, увеличивается размер первоначальной стоимости, влияющий на отнесение его к основным средствам и амортизируемому имуществу, - теперь это более 100 000 рублей (вместо 40 000 рублей).
Как следует из п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Учитывая данную норму, на то, какую редакцию п. 1 ст. 256 НК РФ - действующую до 01.01.2016 или действующую после указанной даты - применять в отношении имущества стоимостью более 100 000 рублей, зависит от момента введения его в эксплуатацию.
Аналогичная ситуация уже возникала в 2008 году, когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ повышалась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей главы 25 НК РФ. Тогда Минфин России в Письме от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767 разъяснял, что приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию.
Применяя данные разъяснения Минфина России по аналогии, следует заключить, что расходы организации на приобретение в декабре 2015 года имущества стоимостью не более 100 000 рублей, введенного в эксплуатацию в январе 2016 года, учитываются через амортизацию, поскольку ключевое значение здесь имеет момент введения данного имущества в эксплуатацию - уже после 01.01.2016.
При этом необходимо обратить внимание, что в отношении амортизируемого имущества, находящегося по состоянию на 1 января 2016 года в эксплуатации, порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменяются.
Изменения, вносимые Законом N 150-ФЗ, касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2016. По амортизируемому имуществу, стоимость которого составляет до 100 000 рублей и которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2016, следует продолжать начислять амортизацию (в т.ч. в порядке, предусмотренном пп. 1.1 п. 1 ст. 259 НК РФ) до полного погашения первоначальной стоимости объекта.
Правомерность данных выводов подтверждается по аналогии Письмами Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/2/211 и от 25.04.2008 N 03-03-06/1/296 в отношении ситуации, которая возникла в 2008 году, когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ повысилась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей главы 25 НК РФ с 10 000 рублей до 20 000 рублей.
Необходимо упомянуть про то, что данное изменение затрагивает и налоговый учет операций по приобретению исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.
Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 рублей, но не более 100 000 рублей, приобретена до 01.01.2016, она признается нематериальным активом и расходы на приобретение исключительного права на нее погашаются путем начисления амортизации.
Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 рублей, но не более 100 000 рублей, приобретена после 01.01.2016, расходы на приобретение такой программы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются единовременно в составе прочих расходов на дату расчетов в соответствии с условиями договора на приобретение исключительного права на программу (пп. 26 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы
Основные направления налоговой политики выделяют следующие меры, предлагаемые в целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства:
1) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
2) распространение права на применение 2-летних "налоговых каникул" по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
4) предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Фактически данные изменения внесены в НК РФ в форме Федерального закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ), вступающего в силу с 01.01.2016.
Так, перечень видов деятельности, в отношении которых может быть применена патентная система налогообложения, расширен за счет следующих видов деятельности:
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
- производство кожи и изделий из кожи;
- сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
- сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;
- производство молочной продукции;
- производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;
- производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
- лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
- деятельность по письменному и устному переводу;
- деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
- сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
- резка, обработка и отделка камня для памятников;
- оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
- ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.
Ранее данные виды деятельности не были указаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона 232-ФЗ).
Как было разъяснено в Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-11-10/37, п. 2 ст. 346.43 НК РФ такой вид предпринимательской деятельности, в отношении которого может применяться патентная система налогообложения, как "услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей", не предусмотрен.
Следовательно, по смыслу ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона 232-ФЗ) индивидуальный предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей (палатка). Однако с 01.01.2016 индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения в отношении такого вида деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников
В Основных направлениях налоговой политики обозначено, что сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, зачастую приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.
С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц, предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения.
Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу "одного окна" одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж.
Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.
Поэтому реализация уплаты платежей по принципу "одного окна" невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.
Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций
С целью поддержки организаций в части отвлечения оборотных средств для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций внутри квартала, а также в целях реального снижения административной нагрузки на бизнес и на налоговые органы. Основные направления налоговой политики указывают на повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2-1,5 раза.
В текущей редакции пункта 3 статьи 286 НК РФ определено, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Следовательно, можно ожидать повышения указанного порога доходов от реализации до 12-15 миллионов рублей в квартал.
Учет процентных платежей в целях налогообложения
С 01.01.2015 ст. 269 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ была изложена в новой редакции. Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.
При этом пункт 1.1 статьи 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ устанавливает, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
При несоблюдении указанных условий по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.
При этом согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях п. 1.1 указанной статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, - от 0 до 180% (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Банка России.
Основные направления налоговой политики закрепляют продление действия меры по снижению до 0 минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемых внутри РФ, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки. Возможно, данной норме будет придан постоянный характер.
Также будет рассматриваться возможность внесения в НК РФ понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии. Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за "тонкой капитализацией".
Применение НДС к авансовым платежам
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ в целях главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7-11, 13-15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Как отмечено в п. 12 ст. 171 НК РФ, вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно п. 2 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в п. 12 ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
В Основных направлениях налоговой политики указано, что данный подход соответствует общемировой практике. Отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставил бы продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны были бы уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги, однако в то же время это означало бы ухудшение положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо было бы лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса.
Вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предлагается упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.
Совершенствование порядка налогообложения НДС
В Основных направлениях налоговой политики обращено внимание на то, что сроки возмещения НДС должны быть сокращены с целью исключения длительного отвлечения оборотных средств организаций и предпринимателей, двоякие понятия налогового законодательства уточнены, а случаи неправомерного возмещения НДС и занижения налоговой базы - сокращены.
Для этого предусматривается ряд мер:
1) распространение на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;
2) предоставление права на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей;
3) установление порядка определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях;
4) установление права налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками;
5) уточнение порядка вычетов НДС по имущественным правам;
6) освобождение от налогообложения операций по реализации макулатуры;
7) установление обязанности при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС;
8) уточнение размера НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей;
9) уточнение порядка определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машиномест;
10) установление обязанности восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени.
Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
Согласно части 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в 2015-2017 годах для плательщиков страховых взносов, по общему правилу, применяются следующие тарифы страховых взносов:
22,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
10,0% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
Основные направления налоговой политики предполагают сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427