Вправе ли должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля, органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также должностные лица уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и рассматривать дела о таких правонарушениях?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 9, сентябрь 2015 г.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и рассматривать такие дела вправе должностные лица ФАС и органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок. Должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами не вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
При выявлении должностными лицами таких органов в ходе проводимых ими контрольных мероприятий признаков административного правонарушения орган местного самоуправления должен направить информацию о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок в уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или его структурное подразделение.
Обоснование. В силу ст. 107 Закона о контрактной системе*(1) лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом установлена административная ответственность. Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются случаи непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об этих правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события такого правонарушения.
Предметом регулирования Закона о контрактной системе являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в поименованной сфере. На основании ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе ведение контроля в сфере размещения заказов возложено на следующие органы:
- Федеральная антимонопольная служба;
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
- органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
- Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
В силу ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
- при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Иными словами, должностные лица уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления, а также органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами не вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при выявлении в ходе контрольных мероприятий признаков административных правонарушений вправе составлять протоколы и рассматривать дела об этих правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях, в случае наделения указанных органов соответствующими полномочиями в установленном БК РФ порядке.
Однако в данном случае необходимо учитывать, что отношения, связанные с привлечением к административной ответственности и рассмотрению дел об административных правонарушениях, в том числе в сфере размещения заказов, регламентированы КоАП РФ.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 2 ст. 23.66 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе:
- руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
- руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
- руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.
Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством. Следовательно, составлять протоколы по делам об административных правонарушениям вправе должностные лица ФАС и органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок.
Получается, что должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля, органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также должностные лица уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, и рассматривать такие дела, несмотря на то что такое право установлено Законом о контрактной системе. Подобное право может возникнуть у данных лиц в случае корректировки положений ст. 23.66 КоАП РФ.
При выявлении должностными лицами таких органов в ходе проводимых ими контрольных мероприятий признаков административного правонарушения орган местного самоуправления должен направить информацию о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок в уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или его структурное подразделение.
Аналогичная позиция высказана в письмах Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 N Д28и-821 и от 31.12.2014 N Д28и-2894.
1 сентября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"