О влиянии расово-этнического фактора на федеративные отношения в США*(1)
М.С. Саликов,
заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой конституционного права,
первый проректор УрГЮУ (Екатеринбург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 4, июль-август 2015 г.
Соединенные Штаты Америки - классический пример территориальной федерации, т.е. такой федеративной системы, формирование которой не базируется на национальном или этническом принципе. Тем не менее расово-этнический, культурный, религиозный, языковой и иные факторы не могут не воздействовать на функционирование институтов федеративной системы в целом, на построение органов публичной власти и их внутреннюю политику.
Полагаем, перечисленные факторы имеют определенное влияние в таких сферах федеративных отношений, как организация государственной власти на уровне штатов и на уровне федерации (речь идет, к примеру, о занятии должностей губернаторов штатов, атторнеев, членов палаты представителей, сената Конгресса США, вице-президента, президента США и др.); установление основных параметров политики в отношении отдельных штатов с учетом их расового, этнического, языкового или религиозного состава; функционирование институтов межштатного сотрудничества и т.д.
Рассмотрим один из названных факторов, а именно расово-этнический.
Полиэтничность Соединенных Штатов сложилась в силу массовой иммиграции. Как справедливо отмечает А.С. Автономов, коренное население Америки - индейцы - участия в федеративном строительстве не принимали. В течение длительного времени индейские племена рассматривались как иностранные образования, и с ними заключались своеобразные квазимеждународные договоры*(2). "Пришлое население перемешивалось, никаких исторических связей у него с той или иной территорией не было, поэтому никакой заинтересованности и практически никакой возможности создать этно-территориальные образования не было"*(3).
Примечательно, что при проведении переписи населения американским гражданам предлагается указывать на принадлежность не только к этнической группе, но и к определенной расе. Поскольку расовый состав населения довольно разнообразен, Бюро населения США применяет различные его классификации. По итогам последней переписи 2010 г. численность американцев составила 308 745 538 человек. Приведем данные по расовым группам населения США:
белые (европейские американцы), или потомки выходцев из стран Европы, Ближнего Востока или Северной Африки - 223,6 млн. человек (72%);
черные (афроамериканцы), ведущие свое происхождение от любой черной расовой группы Африки, - 38,9 млн. человек (13%);
азиаты (американцы азиатского происхождения), происходящие от народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Индии, - 14,7 млн. человек (5%);
коренные американцы (индейцы или эскимосы Аляски), т.е. представители любого из коренных народов Северной, Центральной и Южной Америки, сохраняющие свою принадлежность к племени или общине, - 2,9 млн. человек (0,9%);
коренные жители тихоокеанских островов, происходящие от народов Гавайев, Гуама, Самоа или других островов Океании, - 0,5 млн. человек (0,2%);
представители прочих рас, не сумевшие причислить себя ни к одной из упомянутых категорий (при проведении переписи населения США каждый мог назвать себя, например, "афроиндейцем", "смешанным", "мулатом", "креолом" и даже "джедаем") - 19,1 млн. человек (6%)*(4);
представители двух или более рас (к этой группе относили людей, отметивших свою принадлежность к нескольким расам, например "белый" и "азиат") - 9 млн. человек (3%)*(5).
Численность всех указанных расовых групп увеличивалась в течение декады (в период между переписью 2000 г. и переписью 2010 г.). Однако количественные показатели варьировались от группы к группе. Так, самые быстрые темпы роста наблюдаем в группе азиатов (43%), самые медленные - в группе белых (12%). При этом доля последней группы в общей численности населения страны снизилась с 75 до 72%. Рост числа коренных жителей Гавайских островов или Океании составил 0,2%, представителей прочих рас - 25%, коренных американцев - 18%, афроамериканцев - 12%, а численность тех, кто отнес себя к двум или более расам, возросла почти на треть*(6).
При проведении переписи выделяются такие "укрупненные" этнические группы, как испаноязычные (латиноамериканцы) и неиспаноязычные (латиноамериканцы). Первая включает "лиц кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно- или центрально-американской или иной испаноязычной культуры или происхождения независимо от расы". К данной категории относят себя 50,5 млн. человек (16% населения страны). С 2000 по 2010 г. численность испаноязычного населения увеличилась на 15,2 млн. человек, что составляет более половины роста всего населения Соединенных Штатов*(7).
В связи с рассмотрением федеративных отношений большой интерес представляет расово-этническая структура населения не только федерации, но и ее отдельных штатов или групп штатов.
Следует отметить, что с 2000 по 2010 г. численность белого населения сократилась в 15 штатах США, а доля белых (не считая выходцев из испаноязычных стран, в основном из Латинской Америки) во всем населении страны упала с 69,1 до 63,7%. Сокращение доли белых американцев связано не столько с низким уровнем рождаемости у них и высоким - у выходцев из стран Латинской Америки, сколько с иммиграцией. По данным исследователей из "Pew Hispanic Center", в 2000-2010 гг. из одной Мексики приехали 4,2 млн. человек. Численность афроамериканцев за указанный период также выросла, причем гораздо значительнее, чем численность белых, - с 34,7 до 38,9 млн. (черных в сочетании с другими расами - до 42 млн.)*(8).
Исследователи последней переписи в США предлагают данные по географическому распределению миноритарного населения, или населения меньшинств. При этом к мажоритарному населению относят неиспаноязычное белое население, а к миноритарному - всех остальных. Отметим, что если с 2000 по 2010 г. численность мажоритарного населения выросла со 194,6 до 196,8 млн. человек (на 1%), то миноритарного - с 86,9 до 111,9 млн. человек (на 29%).
Штаты можно условно разделить на четыре географических региона: Запад (Аляска, Аризона, Калифорния, Колорадо, Гавайи, Айдахо, Монтана, Невада, Нью-Мексико, Орегон, Юта, Вашингтон и Вайоминг); Юг (Алабама, Арканзас, Делавэр, Флорида, Джорджия, Кентукки, Луизиана, Мерилэнд, Миссисипи, Северная Каролина, Оклахома, Южная Каролина, Теннеси, Вирджиния, Западная Вирджиния и федеральный округ Колумбия); Северо-Восток (Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд и Вермонт) и Средний Запад (Иллинойс, Индиана, Айова, Канзас, Мичиган, Миннесота, Миссури, Небраска, Северная Дакота, Огайо, Южная Дакота и Висконсин).
Охарактеризуем расово-этническую структуру населения названных регионов. На Среднем Западе США преобладает белое население (до 85%), на Юге - афроамериканцы (около 55% общей численности чернокожего населения США), белых при этом меньше всего (около 35% населения). Наибольшим разнообразием отличается расово-этническая структура населения на Западе, где живут 46% азиатов, 48% американских индейцев и эскимосов Аляски, 68% коренных гавайцев и народов других островов Тихого океана, 37% людей, причисляющих себя к двум или более расам, и 46% тех, кто относит себя к прочим расам. Представители расовых меньшинств преобладают также на зависимых территориях США (Пуэрто-Рико, Американские Виргинские острова, Гуам и Американское Самоа).
В названных регионах миноритарное население составляет от четверти до почти половины общей численности населения. Так, на Западе оно достигает 33,9 млн. человек (47%), на Юге - 45,8 млн. (40%), на Северо-Востоке - 17,3 млн. (31%), на Среднем Западе - 14,8 млн. (22%). При этом к 2010 г. численность данного населения увеличилась во всех регионах: на Юге - на 34%, на Западе - на 29%, на Среднем Западе - на 24%, на Северо-Востоке - на 21%. Мажоритарное население также росло, но не так интенсивно, как миноритарное: на Юге рост составил 4%, на Западе - 3%, на Северо-Востоке - 3%, на Среднем Западе - 1%*(9).
В первую пятерку штатов по численности миноритарного населения входят Калифорния (22,3 млн.), Техас (13,7 млн.), Нью-Йорк (8,1 млн.), Флорида (7,9 млн.) и Иллинойс (4,7 млн.). В первую пятерку штатов по численности мажоритарного населения можно включить те же Калифорнию (15 млн.), Техас (11,4 млн.), Нью-Йорк (11,3 млн.), Флориду (10,9 млн.), а также Пенсильванию (10,1 млн.).
В четырех штатах и федеральном округе миноритарное население преобладает: на Гавайях оно составляет 77%, в федеральном округе Колумбия - 65%, в Калифорнии и Нью-Мексико - по 60% и в Техасе - 55%. На границе с Мексикой есть районы, где численность белого населения уже "не дотягивает" до 10%*(10). Интересно, что рост миноритарного населения был отмечен во всех 50 штатах*(11).
Анализ переписи населения США 2010 г. свидетельствует об изменениях в его расово-этнической структуре и позволяет прийти к некоторым выводам.
Так, белое население как в абсолютных показателях, так и пропорционально является самой большой расовой группой, однако именно ее численность отличают наименьшие темпы роста. Согласно оценкам, которые даны в докладе исследовательского Института Брукингса, подготовленном на основе новых прогнозов Бюро переписи США, в 2044 г. доля белого населения в США составит 49,7%, а к 2060 г. она уменьшится до 44%. По мнению специалистов, эту тенденцию обусловит прежде всего естественная убыль стареющего населения "белой" Америки*(12).
По тем же прогнозам доля американцев азиатского и латиноамериканского происхождения к 2060 г. увеличится более чем в два раза. Рост численности первых составит 129%, вторых - 115%. Кстати, опережающий рост именно азиатской, а не латиноамериканской доли населения США специалисты преподносят как любопытное новшество, объясняемое растущими темпами иммиграции из Азии и снижением рождаемости в латиноамериканских семьях. Ожидается, что доля людей смешанной расовой принадлежности в США к 2060 г. вырастет на 220%, т.е. более чем в три раза*(13).
Темпы роста черного населения (второй по численности расовой группы США) ниже, чем у других групп, кроме группы белого населения.
Быстрорастущая группа людей, причисляющих себя к двум или более расам, по численности обошла коренных американцев (индейцев или эскимосов) и коренных жителей Гавайских островов или Океании.
На Юге и Западе есть значительное количество территорий, где миноритарное население численно доминирует*(14).
Т. Забродов указывает, что на проблему изменения расово-этнического баланса в США существуют два полярных взгляда. Сторонники первого убеждены, что на этот вопрос не стоит обращать особого внимания - главное, чтобы люди вели себя добропорядочно и соблюдали закон, а цвет их кожи значения не имеет. Данная точка зрения господствует в американских СМИ и служит основой государственной политики. Однако иногда свою позицию удается озвучить и приверженцам противоположного взгляда*(15). Главный алармист политолог С. Хантингтон утверждал, что Америка - вовсе не "страна иммигрантов", как принято считать. По его мнению, США были основаны английскими поселенцами на определенных принципах, а иммигранты приехали потом (иммигрант - тот, кто просто переезжает из одной страны в другую). А значит, если приезжих и их потомков станет слишком много, они могут навязать стране собственную культуру, в том числе общественные и политические установки. Особое беспокойство политолога вызывала как раз иммиграция из латиноамериканских испаноязычных стран, которая "грозит разделить США на два народа, две культуры и два языка". Проблема, подчеркивал он, в том, что мигранты не ассимилируются, живут общинами и "отвергают англо-протестантские ценности, которые формируют американскую мечту"*(16).
Перепись проводится не только для определения численности населения, но и для решения иных важных задач, многие из которых затрагивают федеративные отношения. Скажем, численность населения того или иного штата опосредует количество его мест в палате представителей Конгресса США.
Информация о расово-этнической структуре, количественных показателях тех или иных групп населения, местах их расселения дает властям федерального, регионального и местного уровня возможность как для нормативного регулирования соответствующих вопросов, так и для эффективной имплементации уже принятых актов, например законов об избирательных правах, гражданских правах, равных возможностях при трудоустройстве и др. Кроме того, данная информация необходима для реализации федеральных, штатовских и муниципальных программ в сфере образования, культуры, здравоохранения, обеспечения жильем и т.п.
Федеративная система США до сих пор не давала поводов усомниться в своей устойчивости. В то же время определенные обстоятельства, связанные главным образом с культурно-этнической средой, а иногда осложненные экономическими и (или) социальными проблемами, могут привести к некоторой разбалансировке или даже дезинтеграции данной системы.
Ученые приводят конкретные примеры сепаратизма в США, в том числе на расово-этнической почве. Так, В.Е. Рыков обращает внимание на положение индейцев и "чиканос" (американцев мексиканского происхождения), а также на этнические и расовые конфликты, "особенно между мигрантами последней волны и традиционными социальными группами "укоренившихся" американцев"*(17). Автор, ссылаясь на доклад-прогноз Бюро переписи населения США, в соответствии с которым к 2050 г. представители национальных меньшинств и смешанных рас будут составлять 54% населения США, выражает беспокойство по поводу того, что "белое население южных и юго-западных штатов США, традиционно служившее опорой политики американского единства, может оказаться не просто в меньшинстве, а в меньшинстве явном"*(18). Те же опасения высказываются и в отношении расположенных на тихоокеанском побережье США штатов Орегон и Вашингтон, постепенно подпадающих под влияние Китая.
Устойчивость любой системы (в том числе федеративной) определяется ее способностью к саморазвитию, предполагающему совершенствование принципов ее организации, форм взаимодействия ее элементов, разработку новых направлений эволюции данной системы и т.д. В противном случае такая система обречена на застой и саморазрушение.
Перспективы развития американского федеративного союза зависят от уже сложившихся, а также складывающихся в настоящее время тенденций. Немаловажную роль здесь играют политические и экономические факторы.
За время, прошедшее с момента учреждения в Соединенных Штатах Америки федеративной формы государственного устройства, сложилась уникальная система осуществления государственной власти на различных уровнях. Опыт функционирования американского союза показал, что федерализм есть не догматическая схема, а сложнейшая модель "государствоустройства", которая подлежит совершенствованию, подвержена влиянию со стороны внутренних факторов и потому приспособляема к новым веяниям. Например, Гражданская война в США ознаменовала борьбу не только за запрет рабства, но и за другую систему государственного устройства в целом. Как известно, победу праздновали федералисты.
Авраам Линкольн в первом инаугурационном обращении к народу от 4 марта 1861 г. озвучил националистские (централистские) аргументы: "...Ни одно надлежащее правительство никогда не имело в своем органическом законе положение, предусматривающее его собственную ликвидацию. Если бы Соединенные Штаты не были надлежащим правительством, а лишь ассоциацией штатов, объединенных на базе договора, правомерно ли добровольное расторжение последнего по решению меньшего количества сторон, чем этот договор заключало?"*(19) Президент, апеллируя к тексту Конституции, где в качестве одной из целей ее принятия указывалось создание "более совершенного союза", подчеркивал: "Если разрушение союза решением только одного или части штатов возможно по закону, тогда союз является менее совершенным, чем до принятия Конституции, так как он утрачивает важнейший элемент своей бессрочности"*(20). А. Линкольн был убежден, "что ни один штат по своему побуждению не вправе законно покинуть союз, что резолюции и ордонансы, касающиеся данного вопроса, нелегитимны, что акты насилия внутри любого штата или штатов против властей Соединенных Штатов являются мятежными или революционными в зависимости от обстоятельств"*(21).
Нерушимость союза подтверждал и Верховный суд. Так, в решении по делу Chisholm v. Georgia, вынесенном в 1793 г., т.е. в первые годы существования федерации, судья Уилсон подчеркивал: "Для Конституции США термин "суверенитет" неизвестен. Для целей союза Джорджия не является суверенным государством"*(22). В решении по делу Texas v. White, принятом в 1869 г., т.е. после Гражданской войны, отрицается правомерность сецессии штатов как основного признака независимости любого государства или государственного образования, заявляющего о своем суверенитете. Суд (его мнение представлял главный судья С. Чейз) пришел к выводу, что "нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов", юридически и фактически является "полным, вечным и нерасторжимым"*(23).
С тех пор серьезных попыток кардинального переустройства государственного механизма американской федерации не было. Следует согласиться с утверждением о том, что поскольку американское национальное сознание не насаждалось иностранными завоевателями, монархом, не опиралось на официальную церковь, постольку "одним из самых поразительных достижений Соединенных Штатов со времен Гражданской войны явился тот факт, что США - чуть ли не единственная страна в мире, где в течение многих десятилетий не просматриваются мало-мальски значительные проявления сепаратизма"*(24).
В то же время предложения по внутрисистемным изменениям федеративной конструкции выдвигались и продолжают выдвигаться (некоторые воплощены на практике, например прием новых штатов в союз в результате либо преобразования территорий, либо разделения существующих штатов).
Несомненный интерес вызывают намерения разделить один из самых больших по территории штатов - Калифорнию. Вспомним три наиболее серьезные попытки. Первая имела место еще в 1859 г., т.е. всего через девять лет после принятия Калифорнии в союз в качестве полноправного штата. Тогда жители южной (аграрной) части штата хотели образовать так называемую территорию Колорадо, но их надежды разрушила Гражданская война. Начало другой войны - Второй мировой - не дало воплотиться в жизнь совместному плану северных графств Калифорнии и южных графств Орегона по образованию "штата Джефферсон". В 1992 г. в ходе консультативного референдума жители 27 из 31 северного графства проголосовали за разделение штата на две части. Это предложение исходило от С. Стэтема, депутата Ассамблеи (нижней палаты легислатуры штата) от северного графства Шаста. Однако вскоре выяснилось, что, во-первых, ни Сан-Франциско, ни Лос-Анджелес не хотят состоять в одном штате и, во-вторых, сельская Калифорния не желает быть в одном штате ни с одним из этих городов. Таким образом, С. Стэтем вынужден быть пересмотреть собственное предложение. По новому плану штат следовало размежевать на три части: северную, покрытую лесами, с численностью населения 2,3 млн. человек, южную урбанизированную с 17,5 млн. жителей и центральную, включающую Сан-Франциско, Силиконовую долину, Санта-Барбару и др., населенную 10,5 млн. калифорнийцев*(25).
Несмотря на то что пропоненты деления Калифорнии избегают обсуждать вопросы расового состава населения штата, последние сегодня серьезно обострились. Дело в том, что штат очень быстро "мексиканизируется", и если допустить деление Калифорнии, южная ее часть будет практически полностью населена американцами мексиканского происхождения*(26). Мексиканское демографическое доминирование приведет к появлению испаноговорящих губернаторов и сенаторов. В июне 1993 г. законопроект о проведении консультативного референдума на территории штата был поддержан Ассамблеей большинством в 46 голосов (26 голосов - против), однако так и не был рассмотрен в Сенате. Тем временем сепаратисты потерпели серьезное поражение. Их лидер С. Стэтем проиграл кампанию за право быть номинированным на пост лейтенант-губернатора штата от Республиканской партии (причем, южанину)*(27).
Выдвигались и иные предложения по трансформациям внутри американской федеративной системы, например по преобразованию федерального округа Колумбия в штат Новая Колумбия, Пуэрто-Рико - в штат, Гавайев - в независимое государство*(28), по формированию таких новых штатов, как Западный Канзас*(29), Верхний Нью-Йорк*(30), Колорадо, Северо-Западный Техас, Южный Орегон, Северная Оклахома, Верхний Мичиган*(31), Восточный Орегон, Южная Юта, Джефферсон (на территории южной части Орегона и северной Калифорнии), Франклин (восточная часть Теннесси), Республика Каскадия (на территории тихоокеанского побережья США и Канады, занимающей площадь от южной границы Аляски до северной Калифорнии), Супериор (на территории Мичигана и Висконсина), Северная Республика (территория на юго-западе страны, населенная "чиканос"*(32)), а также так называемого альянса Новакадия (на территории штатов Нью-Гэмпшир, Вермонт, Мэн и канадских провинций Нью-Брансуик, Остров Принца Эдуарда и Новая Шотландия) и др.*(33) Существовали и экзотические проекты, в частности по созданию Марксистско-ленинской республики Полярной Звезды (Миннесота, Висконсин и Мичиган), Республики Новая Африка и др.*(34)
Когда в США завершились последние президентские выборы, политическую стабильность страны стали "нарушать" проводящиеся во многих штатах (речь идет о более чем 30*(35)) кампании по сбору подписей за добровольное отделение штата через правительственный ресурс. Каждая "сепаратистская" петиция должна набрать минимум 25 тыс. голосов, чтобы просьба о сецессии была рассмотрена администрацией президента Б. Обамы. Аналитики отмечают, что сначала большинство заявок поступало из штатов, голосовавших за республиканца М. Ромни, однако среди заявителей фигурировали также те, кто отдал голос демократу Б. Обаме. Позже политическая картина изменилась: к акции присоединились и штаты, где превалируют консерваторы, и субъекты, где население придерживается в основном либеральных традиций, и пр.*(36) Больше всего подписей (более 125 тыс.) собрали в Техасе. Также требуемое число подписей было собрано в Луизиане, Северной Каролине, Джорджии, Алабаме, Флориде и Теннесси. Авторы петиций ссылаются в своих заявлениях на Декларацию независимости США, в которой провозглашено: "Если какая-то форма правительства становится губительной... население имеет право упразднить или изменить ее, учредив новое правительство"*(37). Белый дом, как и ожидалось, отвечает отказом*(38).
В конце ноября 2014 г. президент США Б. Обама объявил о миграционной реформе, которая позволит избежать депортации примерно 5 млн. незаконных иммигрантов. Спустя несколько дней власти 17 штатов собрались подать в суд на главу государства за превышение полномочий при принятии этого решения. Зачинщиками идеи стали власти Техаса, опасающиеся, что либерализация законов для нелегалов приведет к новому потоку мигрантов из соседней Мексики. Мигранты, приезжающие в США в поисках денег, работы и лучшей жизни, в последнее время наводнили штаты на юго-западе страны*(39).
Государство Техас было присоединено США в 1845 г., однако девять лет независимости не прошли бесследно: вопрос о выходе из состава США в Техасе поднимали неоднократно. Так, президент Движения националистов Техаса Д. Миллер отмечал, что по результатам опросов общественного мнения число сторонников независимости Техаса доходило до 50%, и выступал за то, чтобы легислатура штата вынесла вопрос об отделении на голосование жителей. По утверждению Д. Миллера, референдум, проведенный в Шотландии 18 сентября 2014 г., - добрый знак для его Движения. "Если это может сделать Шотландия, то может и Техас", - заявил он*(40). Кстати, журнал "Forbes" пришел к выводу, что у богатого нефтью и другими ресурсами Техаса в случае отделения есть шансы стать весьма процветающим государством*(41).
Представляется, что несмотря на многочисленные "сепаратистские" предложения, в том числе поддержанные немалым количеством граждан, большинство населения США не собирается своими руками разваливать страну. По мнению В. Никонова, "никто всерьез не воспринимает заявления граждан тех или иных штатов по поводу выхода из США. Потому что, конечно, в Америке нет политиков, которые реально выступают за распад собственного государства. Это перспектива, которая в каком-то обозримом будущем просто невозможна"*(42).
Более того, есть примеры "антисепаратистского" свойства. Так, архипелаг Пуэрто-Рико, имеющий статус "неинкорпорированной организованной территории", зависимой от США, хочет стать 51-м штатом США. Об этом на референдуме 6 ноября 2012 г. заявил 61% принявших участие в голосовании (33% отдали голоса за статус суверенного ассоциированного государства в союзе с США, а 5,5% - за независимость)*(43). Итоги референдума, однако, носят лишь рекомендательный характер. Конгресс, имеющий право принять окончательное решение, в настоящее время контролируется республиканцами, которые против присоединения, так как оно повлечет необходимость "подтягивать" эту территорию до уровня других штатов США, что довольно затратно (до 20 млрд. долл. в год). Кроме того, пуэрториканцам придется платить налоги в казну США, тогда как ныне далеко не все платят подоходный налог в госбюджет своей страны*(44).
Предложения по формированию новых штатов, разделению существующих, в том числе имеющие расово-этническую подоплеку, - свидетельство того, что федеративная система США продолжает развиваться. Вполне вероятно, что национальный флаг Соединенных Штатов еще будет дополнен новыми звездами.
В то же время последние события в американских городах Фергюсон и Сент-Луис (штат Миссури), вызвавшие бурю протестов по всей стране, говорят о том, что расово-этнический фактор серьезно воздействует не только на систему федеративных отношений, но и - в более широком смысле - на политические, экономические, социальные, культурные и иные отношения и, возможно, в силу слабой политики федеральных властей играет отнюдь не стабилизирующую роль.
Итак, в современной системе федеративных отношений нельзя не учитывать сложный комплекс культурно-этнических факторов, во многом определяющих векторы развития политики как федерального центра, так и субъектов. Трудно не согласиться с М.И. Лапицким, который пишет: "Поиск современными Соединенными Штатами своей идентичности, познание ими собственной внутренней природы является противоречивым, неоднозначным процессом. На этом пути американцам предстоит переосмыслить многое из того, что казалось до недавнего времени незыблемым и непоколебимым, отказаться от множества стереотипов и предрассудков. Только в этом случае возможно поддержание внутреннего единства и, стало быть, "американской мечты". Будущее мультикультурализма - в нахождении верного соотношения между "единым" и "множествами" в практике и теории американской (как и любой иной многоэтнической) культуры, в опоре на демократические ценности, которые объединяют американцев независимо от их расового и этнического происхождения"*(45).
Список литературы
Bowman A. O'M., Pagano M.A. The State of American Federalism, 1992-1993 // Publius: The Journal of Federalism. 1992. N 22.
Burns J.M., Peltason J.W., Cronin T.E., Magleby D.B. Government by the People. Englewood Cliffs, 1993.
Chisholm v. Georgia. 2 Dall. (2 U.S.) 419 (1793).
Harris Ch. W. Congress and the Governance of the Nation's Capital: The Conflict of Federal and Local Interests. Washington, 1994.
Humes R., Jones A., Ramirez R. Overview of Race and Hispanic Origin: 2000-2010 // Census. 2011.
Kansas to New York, the Cry of Secession Goes Up // The State. 1992. May 3.
Kauffman B. Smaller is Beautifuller // The American Enterprise. 1995. Vol. 6. N 2.
Markman S.J. Statehood for the District of Columbia. Is it Constitutional? Is it wise? Is it necessary? Washington, 1988.
Meller N., Lee A.F. Hawaiian Sovereignty // Publius: The Journal of Federalism. 1997. N 27.
Richardson J.D. А Compilation of the Messages and Papers of the Presidents. Washington, 1897. Vol. VI.
Texas v. White. 74 U.S. 725 (1869).
The New York Review of Books. 1998. April 23.
Автономов А.С. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / под ред. Р. Хакимова. Казань, 2004.
Дунаевский И. Ковбои пишут Обаме. В Техасе движение за независимость от США становится все сильнее // Рос. газ. 2014. 17 дек.
Забродов Т. Добавили цвета. За десять лет белых стало меньше в 15 американских штатах // Лента.ру. 2011. 30 сент.
Лапицкий М.И. Национально-этнические отношения в контексте цивилизационных сдвигов в США // Синтез цивилизации и культуры: междунар. альманах / отв. ред. Ю. Пивоваров, Т. Тимофеев, Н. Шмелев. М., 2003.
Новикова Е. Надавить на Вашингтон // URL: http://expert.ru/2012/11/14/nadavit-navashington.
Рыков В.Е. Сепаратизм в США: исторические корни, современность и перспективы // Рос. юрид. журн. 2009. N 6.
Сайт Бюро переписи населения США: URL: http://www.census.gov. Саликов М.С. Культурно-этнические факторы в системе американского федерализма // Этничность. Культура. Государственность. Проблемы этнического федерализма в XXI веке / под ред. М.С. Саликова. Екатеринбург, 2014.
Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998. Саликов М.С. Федеральный округ Колумбия: проблемы правового статуса // Рос. юрид. журн. 1997. N 4.
Сепаратизм в Америке // Svargaman. 2012. 2 дек.; URL: http://voprosik.net/separatizm-v-amerike.
Соединение прервано. Жители большинства штатов подписали петиции за выход из состава США // URL: http://esoreiter.ru/index.php?id=1112.
Шитов А. Штаты станут цветными. Белая Америка стареет // Рос. газ. 2014. 17 дек. Эксперт: Экономические сложности всегда разделяют народы и страны // URL: http://aspekty.net/2014/ekspert-ekonomicheskie-slozhnosti-vsegda-razdelya yut-narodyi-i-stranyi.
Этнический состав населения США // URL: http://prousa.ru/ethnic_groups.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N 14-03-00714.
*(2) Автономов А.С. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / под ред. Р. Хакимова. Казань, 2004. С. 46.
*(3) Там же. С. 46-47.
*(4) Humes R., Jones A., Ramirez R. Overview of Race and Hispanic Origin: 2000-2010 // Census. 2011. P. 4.
*(5) Ibid. P. 2.
*(6) Ibid. P. 5.
*(7) О составе других наиболее многочисленных этнических групп США см.: URL: http://prousa.ru/ethnic_groups.
*(8) Забродов Т. Добавили цвета. За десять лет белых стало меньше в 15 американских штатах // Лента.ру. 2011. 30 сент.
*(9) Humes R., Jones A., Ramirez R. Op. cit. P. 15-16.
*(10) Забродов т. Указ. соч.
*(11) Об этих и иных данных, касающихся расово-этнической структуры населения США, см.: Саликов М.С. Культурно-этнические факторы в системе американского федерализма // Этничность. Культура. Государственность. Проблемы этнического федерализма в XXI веке / под ред. М.С. Саликова. Екатеринбург, 2014. С. 74-99; URL: http://www.census.gov.
*(12) Шитов А. Штаты станут цветными. Белая Америка стареет // Рос. газ. 2014. 17 дек.
*(13) Там же.
*(14) Humes R., Jones A., Ramirez R. Op. cit. Р. 22.
*(15) Забродов Т. Указ. соч.
*(16) Забродов Т. Указ. соч.
*(17) Рыков В.Е. Сепаратизм в США: исторические корни, современность и перспективы // Рос. юрид. журн. 2009. N 6. С. 59.
*(18) Там же.
*(19) Richardson J.D. А Compilation of the Messages and Papers of the Presidents. Washington, 1897. Vol. VI. P. 5-12.
*(20) Ibid.
*(21) Ibid.
*(22) Chisholm v. Georgia. 2 Dall. (2 U.S.) 419 (1793).
*(23) Texas v. White. 74 U.S. 725 (1869).
*(24) The New York Review of Books. 1998. April 23. Р. 43.
*(25) Согласно местной шутке такое деление Калифорнии породит "страну поленьев", "страну дыма" и "страну тумана" (Logland, Smogland and Fogland) (Kauffman B. Smaller is Beautifuller // The American Enterprise. 1995. Vol. 6. N 2. P. 41).
*(26) В связи с этим в Калифорнии, как, впрочем, и в ряде других граничащих с Мексикой штатах, довольно остро стоит языковая проблема. Местные жители все активнее разговаривают на своеобразном суррогате испанского и английского языков - Spanglish (Spanish + English).
*(27) Kauffman B. Op. cit. p. 41.
*(28) Подробнее см.: Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998. С. 209-231; Его же. Федеральный округ Колумбия: проблемы правового статуса // Рос. юрид. журн. 1997. N 4; Meller N., Lee A.F. Hawaiian Sovereignty // Publius: The Journal of Federalism. 1997. N 27. P. 167-185; Harris Ch. W. Congress and the Governance of the Nation's Capital: The Conflict of Federal and Local Interests. Washington, 1994; Markman S.J. Statehood for the District of Columbia. Is it Constitutional? Is it wise? Is it necessary? Washington, 1988; Bowman A. O'M., Pagano M.A. The State of American Federalism, 1992-1993 // Publius: The Journal of Federalism. 1992. N 22. P. 20-21 и др.
*(29) Burns J.M., Peltason J.W., Cronin T.E., Magleby D.B. Government by the People. Englewood Cliffs, 1993. P. 60; Kauffman B. Op. cit. P. 38; Kansas to New York, the Cry of Secession Goes Up // The State. 1992. May 3. P. D6.
*(30) Kauffman B. Op. cit. p. 39.
*(31) Ibid. p. 41.
*(32) Дунаевский И. Ковбои пишут Обаме. В Техасе движение за независимость от США становится все сильнее // Рос. газ. 2014. 17 дек.
*(33) Сепаратизм в Америке // Svargaman. 2012. 2 дек.; URL: http://voprosik.net/separatizm-v-amerike.
*(34) Там же.
*(35) О желании обрести независимость сначала заявили жители Техаса, Нью-Йорка, Нью-Джерси, Северной и Южной Каролины, Алабамы, Джорджии, Флориды, Индианы, Мичигана, Теннесси, Луизианы, Кентукки, Арканзаса, Колорадо, Северной Дакоты, Орегона, Миссисипи, Миссури и Монтаны. Позже к ним присоединились жители Аляски, Дэлавера, Калифорнии, Оклахомы, Аризоны, Невады, Пенсильвании, Огайо и Вайоминга.
*(36) Новикова Е. Надавить на Вашингтон // URL: http://expert.ru/2012/11/14/nadavit-na-vashington.
*(37) Там же.
*(38) Дунаевский И. Указ. соч.
*(39) Дунаевский И. Указ. соч.
*(40) URL: http://aspekty.net/2014/ekspert-ekonomicheskie-slozhnosti-vsegda-razdelya yut-narodyi-i-stranyi.
*(41) Дунаевский И. Указ. соч.
*(42) Соединение прервано. Жители большинства штатов подписали петиции за выход из состава США // URL: http://esoreiter.ru/index.php?id=1112.
*(43) Новикова Е. Указ. соч.
*(44) Там же.
*(45) Лапицкий М.И. Национально-этнические отношения в контексте цивилизационных сдвигов в США // Синтез цивилизации и культуры: междунар. альманах / отв. ред. Ю. Пивоваров, Т. Тимофеев, Н. Шмелев. М., 2003. С. 284.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Саликов М.С. О влиянии расово-этнического фактора на федеративные отношения в США
Salikov M. S. On the impact of a racial and ethnic factor on federal relations in the USA
Анализируется расово-этнический состав населения США в его динамике и влияние расово-этнического фактора на федеративные отношения в этой стране. Рассматриваются различные предложения по изменению состава американской федерации, в частности образованию новых штатов, сецессии и пр.
The varying racial and ethnic composition of the US population and the impact of a racial and ethnic factor on federal relations in this country are analyzed. Different proposals on changing the composition of the American federation such as creation of new states, secession, etc., are considered.
Ключевые слова: расово-этнический состав населения США, федеративные отношения, изменение состава американской федерации
Key words: racial and ethnic composition of the US population, federal relations, changing the composition of the American federation
О влиянии расово-этнического фактора на федеративные отношения в США
Автор
М.С. Саликов - заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права, первый проректор УрГЮУ (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2015, N 4