Некоторые вопросы немеждународного вооруженного конфликта на примере гражданской войны на Украине
Л.А. Лазутин,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой международного и
европейского права УрГЮУ
(Екатеринбург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 4, июль-август 2015 г.
Гражданская война на Украине протекает с грубейшими нарушениями принципов и норм международного гуманитарного права. В связи с этим Следственным комитетом Российской Федерации возбуждены уголовные дела за преступления, предусмотренные ст. 356 и 357 Уголовного кодекса РФ.
Международное гуманитарное право признает тождественность действия норм по защите жертв как международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера. Однако протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., касаясь многих вопросов, не затрагивают главного - гуманного отношения к мирному населению и неприменения запрещенных средств и методов ведения военных действий. Может быть, в силу этого государства, на территории которых происходят вооруженные конфликты немеждународного характера, не всегда соблюдают нормы международного гуманитарного права*(1).
Между тем наличие различных правовых комплексов для международных и немеждународных вооруженных конфликтов требует их квалификации для обеспечения защиты жертв войны и реакции на происходящее международного сообщества. Такая квалификация достаточно сложна с теоретической точки зрения и всегда "щекотлива" с точки зрения политической. Иногда квалификация конфликта предполагает, что выносится суждение по вопросам jus ad bellum.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений относительно необходимости защиты жертв международных вооруженных конфликтов с помощью норм международного гуманитарного права. Что касается внутригосударственных (немеждународных) конфликтов с применением вооруженных сил, то их принято считать внутренним делом тех стран, где они происходят, и при этом полностью или частично абстрагироваться от норм международного права. Не случайно власти Украины называют вооруженный конфликт на Юго-Востоке Украины антитеррористической операцией (АТО), что освобождает их от применения норм МГП и от ответственности за нарушение или неисполнение международно-правовых норм. Однако события на Украине свидетельствуют о наличии всех признаков вооруженного конфликта немеждународного характера. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с теорией международного права принципы и нормы общего международного гуманитарного права применимы в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. В ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. закреплены такие общие принципы вооруженного конфликта немеждународного характера, как отсутствие дискриминации, гуманное обращение, судебные гарантии, обязательство подбирать раненых и больных и ухаживать за ними.
В Дополнительном протоколе о защите жертв войны в вооруженных конфликтах немеждународного характера 1977 г. (Протоколе II) даны нормы, касающиеся основных гарантий гуманного обращения - ст. 4 и 5 (нормы 87-96, 103, 118, 119, 121, 128 общего МГП - ОМГП), судебных гарантий - ст. 6 (нормы 100-102 ОМГП), раненых, больных и военнопленных - ст. 7 и 8 (нормы 109-111 ОМГП), защиты детей - п. 3 ст. 4 (нормы 136 и 137 ОМГП), гражданского населения от нападений - ст. 13 (нормы 1 и 6 ОМГП), объектов, необходимых для выживания гражданского населения - ст. 14 (нормы 53 и 54 ОМГП), установок и сооружений, содержащих опасные силы, - ст. 15 (норма 42 ОМГП), культурных ценностей - ст. 16 (нормы 38-40 ОМГП), запрещения принудительного перемещения гражданского населения - ст. 17 (норма 129 ОМГП), гуманитарной помощи - ст. 18 (нормы 55 и 56 ОМГП)*(2). Однако практически ни одна из перечисленных норм вооруженными силами Украины не соблюдается.
Президент и правительство Украины считают возникший конфликт своим внутренним делом, которое регулируется внутригосударственным законодательством. Они не готовы мириться с тем, что граждане ведут войну против собственного правительства. Именно в этой позиции и заключается основное противоречие в существующем конфликте. Стремление наказать граждан за их участие в вооруженном сопротивлении противоречит современному международному и международному гуманитарному праву.
Монополия на законное использование силы внутри своих границ является неотъемлемой чертой любого современного государства и предназначена прежде всего для подавления сопротивления незаконных вооруженных формирований (террористических групп), стремящихся к военному перевороту, захвату власти или преследующих сепаратистские цели. Вместе с тем события, происходящие на Юго-Востоке Украины, свидетельствуют о том, что политика незаконно пришедшей власти стала неприемлема для самопровозглашенных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, где сильны исторические и культурные ценности, а националистические идеи, навязываемые правительством Украины, полностью отторгаются. Для подчинения жителей этих районов власть Украины применила вооруженное насилие, что и вызвало их противостояние. Право народов отстаивать свои интересы и свой образ жизни не следует смешивать с сепаратизмом и терроризмом. Стремление наказать всех жителей Юго-Востока Украины, включая детей, женщин, стариков, есть международное преступление.
В современном праве вооруженных конфликтов немеждународного характера много неурегулированных вопросов. Один из них - статус противоборствующих сторон. Так, в Протоколе II право немеждународных вооруженных конфликтов предоставляет защиту в соответствии не со статусом лица, а с его реальными действиями. Чтобы гражданские лица пользовались защитой и уважением в немеждународных вооруженных конфликтах, как приписывают применимые к ним положения международного гуманитарного права, лица, осуществляющие военные операции, должны проводить различие между теми, кто сражается, и теми, кто не сражается. Вот этого власти Украины по отношению к жителям ДНР и ЛНР не делают.
Еще один вопрос касается запрещения или ограничения применения определенных видов оружия. Использование вооруженными силами Украины систем залпового огня по населенным пунктам ДНР и ЛНР, а также зажигательных и фосфорных снарядов и бомб, запрещенных международным гуманитарным правом, следует рассматривать как военные преступления, находящиеся под юрисдикцией международного уголовного суда. В праве вооруженных конфликтов немеждународного характера существует пробел: в нем нет дефиниций гражданского населения и военных объектов, что служит ширмой, за которой скрываются совершаемые во время военного противостояния преступления. Подобные определения крайне необходимы для использования принципа проведения различия между гражданскими лицами и лицами, участвующими в военных действиях, и запрещения нападать на гражданское население, отдельных гражданских лиц и некоторые гражданские объекты.
Важным вопросом для установления ответственности за нарушение принципов и норм МГП является определение субъектов, для которых соблюдение права немеждународных вооруженных конфликтов обязательно.
С точки зрения международного договорного права положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. обязательны для государств-участников договоров. Вместе с тем международное гуманитарное право также должно связывать обязательствами негосударственные образования, участвующие в немеждународном вооруженном конфликте. Так, вооруженным силам самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик надлежит соблюдать законы и обычаи ведения войны, что соответствует принципу равенства воюющих сторон по МГП. Согласно позиции Международного комитета Красного Креста "если в случае немеждународного вооруженного конфликта сторона, ведущая борьбу против существующих властей, обладает конститутивными элементами государства, в частности осуществляет функции государства в отношении части территории, располагает временным правительством и организованной гражданской администрацией, а также регулятивными вооруженными силами, находящиеся в конфликте стороны обязаны применить всю совокупность международного гуманитарного права, применяемого в период международных вооруженных конфликтов"*(3). Речь идет о типичных ситуациях гражданской войны, наглядным примером которой является война на Украине.
К большому сожалению, приходится констатировать, что нынешняя власть Украины или не знает, или умышленно уклоняется от соблюдения норм и принципов МГП. Если расширенно толковать ст. 3 Женевских конвенций 1949 г., которая закрепляет обязанность каждой из находящихся в конфликте сторон соблюдать нормы МГП, то получается, что неправительственные (оппозиционные) вооруженные силы, участвующие в таких конфликтах, наделяются международной правосубъектностью, необходимой для обладания правами и обязанностями, вытекающими из этих норм. Соответственно, в государстве, на территории которого происходит вооруженный конфликт, повстанцы (ополченцы) приобретают статус субъектов МГП. Однако в Протоколе II подчеркивается, что никакие его положения не затрагивают суверенитета государства или обязанности правительства всеми законными средствами поддерживать и восстанавливать правопорядок в государстве или защищать его национальное единство и территориальную целостность. Протокол не может истолковываться как оправдание вмешательства в вооруженный конфликт (ст. 3 Протокола II). Именно на этих положениях сегодня делают акцент возглавляемые США сторонники действующей власти Украины, оправдывая силовое решение вопроса в нарушение принципов и норм международного права. Никто не сомневается в необходимости отстаивания государственного суверенитета. Вопрос лишь в том, какими средствами и методами это может осуществляться.
МГП обязательно не только для членов вооруженных сил противоборствующих сторон, но и для лиц, уполномоченных поддерживать военные усилия одной из сторон в конфликте, а также для всех, кто действуют от имени этой стороны (включая должностных лиц, если речь идет о правительственной стороне). Действия руководящих должностных лиц Украины показывают обратное. Беззастенчивая ложь, подстрекательство, поощрение преступлений стали сутью внутренней и внешней политики Украины. Власть не заинтересована в мирном разрешении возникшего конфликта, она делает все, чтобы братоубийственная война продолжалась. Европейская общественность не дает оценки действиям таких вооруженных формирований, как "Правый сектор", батальон "Айдар" и др., не подчиняющихся официальным властям Украины и совершающих уголовные преступления в условиях вооруженного конфликта.
Несмотря на безусловное применение в вооруженном конфликте немеждународного характера международного гуманитарного права, данное право не интернационализирует конфликт и не наделяет стороны конфликта никаким статусом, кроме международной правосубъектности, необходимой для исполнения норм МГП. Даже когда стороны соглашаются применять все законы международных вооруженных конфликтов, конфликт не становится международным. Ни при каких обстоятельствах правительство государства, на чьей территории происходит немеждународный вооруженный конфликт, не может победить и наказать повстанцев с соблюдением всех судебных гарантий, предусмотренных МГП за мятеж. Применение МГП повстанцами (ополченцами) также не влияет на их шансы превратиться в действующее, признанное правительство государства или создать отдельный субъект международного права в случае успеха. Образование и признание нового государства как субъекта международного права происходит посредством соблюдения не норм МГП, а совсем иных критериев, предусмотренных современным международным правом.
Список литературы
Conference of government experts on the reaffirmation and development of international humanitarian law applicable in armed conflicts. Vol. V.: Protection of victims of non-international armed conflicts. Geneva, 1971.
Нысанбекова А. Применение МГП в современных вооруженных конфликтах: вызовы нашего времени // Рос. ежегодник междунар. права. 2006. Спец. вып. СПб., 2008.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. Вып. 16.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Нысанбекова А. Применение МГП в современных вооруженных конфликтах: вызовы нашего времени // Рос. ежегодник междунар. права. 2006. Спец. вып. СПб., 2008. С. 100.
*(2) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. Вып. 16. С. 204-280.
*(3) Conference of government experts on the reaffirmation and development of international humanitarian law applicable in armed conflicts. Vol. V.: Protection of victims of non-international armed conflicts. Geneva, 1971. P. 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лазутин Л.А. Некоторые вопросы немеждународного вооруженного конфликта на примере гражданской войны на Украине
Lazutin L.A. Сivil war in Ukraine: some issues of non-international armed conflicts
Рассмотрены вопросы юридической квалификации действий вооруженных сил Украины и вооруженных подразделений самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик с точки зрения международного гуманитарного права (МГП). Автор приходит к выводу, что на территории Украины протекает немеждународный вооруженный конфликт, а его участники не соблюдают нормы МГП.
The author wonders how the activities of the Ukraine'fs armed forces and armed units of the self-declared Donetsk and Lugansk Republics could be qualified under international humanitarian law. He concludes that there is a non-international armed conflict in Ukraine, and the parties to the conflict don'ft comply with international humanitarian law.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, немеждународный вооруженный конфликт, Украина, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
Key word: international humanitarian law, non-international, Ukraine, Geneva Conventions of 1949
Некоторые вопросы немеждународного вооруженного конфликта на примере гражданской войны на Украине
Автор
Л.А. Лазутин - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права УрГЮУ (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2015, N 4