Льготы для малого и среднего бизнеса
О. Волкова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2015 г.
Изменения, касающиеся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, являются довольно противоречивыми. С одной стороны, они расширяют список льгот. С другой, не предусматривают возможность выбора их использования либо ограничивают область их применения.
Этим летом были приняты федеральные законы, которые изменили критерии отнесения экономических субъектов к малому и среднему предпринимательству (далее - МСП), а также порядок проверок таких субъектов. Кроме того, у местных властей появилось больше полномочий в области налогового регулирования. Какое влияние нововведения окажут на малый и средний бизнес, рассмотрим в статье.
Не все могут применять УСН и упрощенный бухучет
Внесены изменения*(1) в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"*(2), который определяет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП, разграничивает компетенцию федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, а также закрепляет основные формы государственной поддержки.
В частности, данный закон устанавливает критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий, в том числе требование к структуре уставного (складочного) капитала - так называемый критерий "независимости происхождения". Ранее в соответствии с указанным критерием компания признавалась субъектом МСП только в случаях, если:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышала 25 процентов;
- доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица, принадлежащая иным юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышала 25 процентов.
Теперь порог участия иностранных и российских юридических лиц, не относящихся к субъектам МСП, может доходить до 49 процентов.
И казалось бы, у большего числа экономических субъектов МСП должна появиться возможность получить государственную поддержку или использовать иные установленные льготы. Однако не все из них при увеличении доли участия других организаций смогут применять специальные режимы налогообложения по своему выбору. Дело в том, что Налоговый кодекс содержит ограничения, не позволяющие применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и уплачивать единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности организациям с долей участия в них других организаций более 25 процентов*(3). Получается, что субъект МСП не сможет при налогообложении своей деятельности применять эти специальные режимы, введенные именно как мера поддержки малого и среднего бизнеса.
Нововведения также предусматривают исключение требования к установлению Правительством РФ один раз в пять лет предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов для отнесения хозяйствующих субъектов к категории МСП*(4). Предполагается, что это позволит Правительству РФ своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки для каждой категории субъектов МСП в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Для реализации поставленной задачи предельные значения выручки для каждой категории субъектов МСП были увеличены в два раза по сравнению с ранее применявшимися*(5). Теперь для отнесения предприятия к малому необходимо, чтобы данный показатель за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость не превышал 800 млн. рублей. При этом в соответствии с Законом об аудиторской деятельности*(6), если объем выручки от продажи продукции/товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. рублей, она подлежит обязательному аудиту. Таким образом, некоторые субъекты МСП лишаются права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета*(7).
Больше полномочий на местах
Законодательным (представительным) органам регионов и муниципалитетов предоставлено право устанавливать в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом *(8):
- виды деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
- ограничения на переход на специальный налоговый режим и на его применение;
- налоговые ставки в зависимости от видов деятельности и категорий налогоплательщиков;
- особенности определения налоговой базы;
- налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
Так, субъекты РФ вправе устанавливать для УСН с объектом "доходы" налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков*(9).
Кроме того, в 2017-2021 годах на территориях Республики Крым и г. Севастополя налоговая ставка для объекта "доходы, уменьшенные на величину расходов" может быть уменьшена до 3 процентов и при этом дифференцироваться по категориям налогоплательщиков и видам предпринимательской деятельности.
В отношении ЕНВД представительные органы муниципальных районов, городских округов, а также правительства Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут устанавливать на своей территории ставки в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности*(10).
Для впервые зарегистрированных ИП, оказывающих бытовые услуги населению, регионы вправе вводить нулевую ставку по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, и патентной системе налогообложения. Ранее льгота в таком размере могла устанавливаться только для производственной, социальной и (или) научной сферы деятельности.
Кроме того, расширен перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения. В частности, в него включены:
- услуги общепита, оказываемые через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- производство молочной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- сбор и заготовка пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений;
- товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
- лесохозяйственная деятельность;
- сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
- разработка программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптация и модификация;
- ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.
Однако для того, чтобы описанные выше льготы заработали, необходимо принятие законодательными (представительными) органами регионов и муниципалитетов соответствующих законов и обеспечение налогоплательщикам условий выполнения новых правил уже с 1 января 2016 года. Пока, насколько нам известно, такая работа не проводится.
Ограничения в области проверок субъектов МСП
В 2016-2018 годах в отношении большинства субъектов МСП установлен временный запрет на проведение плановых проверок*(11).
В обычном режиме будут проверять только юридических лиц и ИП, работающих в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, в социальной сфере.
Мораторий также не касается юрлиц и ИП, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности, когда с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет. Указанное ограничение не является абсолютным и на практике оно коснется лишь небольшой группы проверок субъектов МСП.
Так, под него не подпадают внеплановые проверки среднего бизнеса*(12). Запрет установлен исключительно в отношении плановых проверок, то есть тех, которые проводятся на основе заранее утвержденного плана с периодичностью не чаще чем один раз в три года*(13). При этом в отношении предприятий и предпринимателей, которые подлежат плановым проверкам чаще, чем раз в три года*(14), мораторий не применяется*(15).
Внеплановые проверки малых и микропредприятий проводятся без ограничений.
При этом для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок - он не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Однако в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены или сокращены*(16).
Мораторий также не распространяется на виды проверок, которые не подчиняются требованиям Закона N 294-ФЗ. Следовательно, он не коснется налоговых, полицейских (в рамках Закона об оперативно-розыскной деятельности*(17) и Уголовно-процессуального кодекса РФ), прокурорских, валютных, таможенных, страховых, банковских проверок, а также проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проверок деятельности организаторов распространения информации в Интернете, связанной с хранением определенной информации*(18).
Таким образом, установленные законами N 156-ФЗ, 232-ФЗ и 246-ФЗ преференции пока в большей степени одной рукой дают, а другой - отнимают.
Для того чтобы действительно уменьшить налоговую нагрузку на субъекты МСП и обеспечить возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), потребуются дополнительные изменения законодательства.
*(1) Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ (далее - Закон N 156-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ)
*(3) Подп. 14 п. 3 ст. 346.12, подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ
*(4) Ч. 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ
*(5) Пост. Правительства РФ от 13.07.2015 N 702
*(6) П. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
*(7) П. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(8) Пп. 4, 7 ст. 12 НК РФ в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ)
*(9) Ст. 346.20 НК РФ в ред. Закона N 232-ФЗ
*(10) Ст. 346.31 НК РФ в ред. Закона N 232-ФЗ
*(11) Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ (далее - Закон N 246-ФЗ); ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ)
*(12) Ст. 10, ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ
*(13) Ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ
*(14) Ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ
*(15) Ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ
*(16) Ч. 1.1, 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
*(17) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
*(18) Полный перечень см. в ч. 3, 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.