Автомобиль принадлежит бюджетному учреждению. Водитель учреждения при исполнении своих трудовых обязанностей превысил скорость движения, данный факт был зафиксирован техническими средствами видеонаблюдения.
Кто обязан платить штраф ГИБДД - учреждение или водитель?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если водитель учреждения при исполнении своих трудовых обязанностей превысил допустимую скорость движения и данный факт был зафиксирован работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, то к административной ответственности за данное правонарушение будет привлечен собственник или иной титульный владелец транспортного средства (в рассматриваемом случае - учреждение), который и должен оплатить штраф.
Обоснование вывода:
Частью 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме) привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При этом КоАП РФ за административные правонарушения в области дорожного движения предусматривает особый порядок привлечения к административной ответственности при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Так, согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ в таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ в указанных случаях административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II КоАП РФ, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).
Как указано в примечании к ст. 1.5 КоАП РФ положение ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, устанавливающее презумпцию невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не распространяется на административные правонарушения, перечисленные в главе 12 КоАП РФ, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, т.е. обязанность по доказыванию своей невиновности лежит в данном случае на лице, привлекаемом к административной ответственности.
Из приведенных норм следует, что если камера зафиксирует нарушение Правил дорожного движения*(1), личность водителя фактически не имеет никакого значения, к ответственности привлекается собственник (владелец) транспортного средства. Исключение составляет случай, когда последний приведет убедительные доводы своей невиновности, подтвержденные затем по результатам проверки, свидетельствующие о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (например, на основании договора аренды, лизинга и т.п.) либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (смотрите п. 1.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", решение Преображенского районного суда г. Москвы от 03.10.2014 по делу N 12-568/2014).
Конечно, подобный механизм привлечения к административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства нельзя признать безупречным, поскольку, исходя из определения административного правонарушения, приведенного в ст. 2.1 КоАП РФ, таковым может быть лишь противоправное, виновное и наказуемое деяние физического или юридического лица. Иными словами, лицо, привлекаемое к административной ответственности, в любом случае должно быть причастно к вменяемому административному правонарушению. В случаях же фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами нарушения водителем правил дорожного движения этого не происходит. Виновным в такой ситуации предполагается именно собственник (владелец) транспортного средства*(2).
Однако Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что нормы раздела I КоАП РФ, предусматривающие особый порядок привлечения к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения - в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами - собственников (владельцев) транспортных средств, могут применяться к юридическим лицам - собственникам (владельцам) данных транспортных средств. Данный правовой механизм, позволяющий привлекать к административной ответственности за указанные правонарушения не только физических, но и юридических лиц, направлен на предупреждение совершения правонарушений, связанных с повышенной угрозой для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, и тем самым обеспечивает защиту конституционно значимых ценностей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1621-О-О, от 22.03.2011 N 391-О-О, от 25.01.2012 N 177-О-О, от 17.07.2012 N 1286-О).
Следовательно, если водитель организации при исполнении своих трудовых обязанностей превысил допустимую скорость движения и данный факт был зафиксирован работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, то к административной ответственности за данное правонарушение будет привлечен собственник или иной титульный владелец транспортного средства, который и должен оплатить штраф (смотрите решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.02.2014 по делу N 7р-25/2014, решение Северского городского суда Томской области от 21.07.2014 по делу N 12-102/2014).
К сведению:
Поскольку неправомерными действиями водителя при исполнении им трудовых обязанностей учреждению причинен имущественный ущерб, то на основании ст. 238 ТК РФ суммы, выплаченные в виде штрафа, могут быть взысканы с работника, по вине которого работодатель, как титульный владелец автомобиля, был привлечен к административной ответственности (смотрите, к примеру, решение Промышленного районного суда г. Курска Курской области от 06.02.2015 по делу N 2-245/2015, решение Московского районного суда г. Чебоксары по делу N 2-4738/2013 (Извлечение)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
24 сентября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(2). Смотрите мнение судьи Конституционного Суда РФ С.Д. Князева к определению Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1286-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Транспортный" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2.6.1 и частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.