Виски + лимонад = производство алкоголя?
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.
Является ли приготовление коктейля путем смешивания закупленного алкоголя с иной пищевой продукцией с целью его потребления на месте (в баре) производством алкогольной продукции, для осуществления которого нужно специальное разрешение - лицензия на производство алкогольной продукции? Ответ дают судьи.
Ситуация
В ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий в баре "Х" сотрудники УМВД выявили факт нахождения в продаже одноименного напитка "Х", разлитого в стеклянные укупоренные металлическими крышками бутылки объемом 0,25 л каждая. Из пояснений законного представителя следует, что данный напиток изготавливается обществом самостоятельно в результате смешивания алкогольной продукции (шотландского виски) с безалкогольным напитком (лимонадом "Кока-Кола") как основа для продаваемого в баре алкогольного коктейля, укупоривается напиток с целью продления срока его хранения. При этом услуга по приготовлению и подаче клиентам бара алкогольных коктейлей оказывается на основании действующей лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Проверяющие посчитали, что общество занимается деятельностью по изготовлению алкоголя в отсутствие соответствующей лицензии (лицензии на его производство). В связи с этим в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, а напиток "Х", находившийся в баре, изъят. Согласно указанной части производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб. При этом продукция, оборудование, сырье, полуфабрикаты, транспортные средства или иные предметы, использованные в названной деятельности, могут быть конфискованы. В рассматриваемой ситуации образцы изъятой продукции переданы для исследования в экспертно-криминалистический центр, который продукцию квалифицировал как спиртосодержащую, крепостью от 6 до 8 оборотов (в процентах).
Что решили судьи первой и апелляционной инстанций?
Судьи этих двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ*(1) производство, хранение и поставка произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является отдельным видом лицензируемой деятельности. При этом производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции признается производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд (пп. 15 ст. 2 указанного закона). Запрет на производство данной продукции без соответствующей лицензии предусмотрен п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ. В свою очередь, под процессом производства (изготовления) пищевой продукции следует понимать совокупность или сочетание последовательно выполняемых различных технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции (ст. 4 ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции"*(2)). А из содержания ГОСТ Р 52700-2006 "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия"*(3) следует, что процессом производства слабоалкогольных напитков является их непосредственное изготовление, розлив в потребительскую тару и укупоривание.
В рассматриваемой ситуации общество осуществляло смешивание спиртосодержащей продукции с безалкогольным напитком, разливало указанную смесь в бутылки, наклеивало этикетки с надписью "Х" и укупоривало их, то есть изготавливало алкогольную продукцию в смысле, придаваемом данному понятию вышеупомянутыми правовыми нормами.
Вывод. Судьи первой и апелляционной инстанций посчитали, что общество занималось производством алкогольной продукции (изготавливало напиток, разливало его в потребительскую тару и укупоривало бутылки), для чего нужна специальная лицензия (Решение Арбитражного суда Псковской области от 18.02.2015 и Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А52-4266/2014).
Кассационная инстанция "рулит"
Суд кассационной инстанции не согласился с выводами арбитров первых двух инстанций (Постановление АС СЗО от 29.07.2015).
Аргументация такова.
Читайте нормы закона внимательнее, или Что такое производство алкоголя
Главой 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлены конкретные требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым среди прочего относятся:
- наличие основного технологического оборудования (ст. 8);
- наличие у производителей алкогольной продукции соответствующих установленным требованиям производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет не менее года (п. 2.3 ст. 11);
- маркировка произведенной алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (п. 2 ст. 12);
- учет и декларирование объема производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14).
Статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ определен порядок выдачи лицензии на производство алкогольной продукции. В частности, для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, заинтересованному лицу нужно представить:
а) заключение соответствующих органов власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям;
б) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копию договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
в) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции;
г) документы, подтверждающие наличие у организации соответствующих производственных и складских помещений;
д) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ.
Исходя из изложенных норм, суд кассационной инстанции счел, что производством алкогольной продукции в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом N 171-ФЗ, является производство в промышленном масштабе, для чего необходимы государственное регулирование и контроль. (Они осуществляются в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности выпускаемой продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.)
Вывод. Правовые основы производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, заложенные в Федеральном законе N 171-ФЗ, распространяются на производство продукции в промышленном масштабе. Другими словами, на территории РФ допустимо производство алкогольной продукции только в промышленном масштабе.
Изготовление коктейля - это составляющая услуги общепита
На основании п. 3.1 ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования"*(4) под услугой общественного питания понимается деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общепита, создании условий для реализации и потребления этой продукции и покупных товаров, проведении досуга и в других дополнительных услугах. (В ГОСТ 31984-2012 приведено точно такое же определение.) При этом услуги общественного питания подразделяются на отдельные составляющие, в том числе на услуги питания, услуги по изготовлению продукции общественного питания, услуги по организации потребления данной продукции и обслуживанию, услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров и т.д.
В этом списке интерес представляют услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию, поскольку в них среди прочего входит организация потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства.
Вывод. Изготовление коктейлей, в том числе алкогольных, для потребления на месте - это составляющая услуги общественного питания.
Подтверждает изложенное и ответ Росалкогольрегулирования, полученный обществом в ответ на официальное обращение, в котором оно просило разъяснить, является ли процесс изготовления и определенной подачи спорного коктейля в баре именно производством алкогольной продукции. Федеральная служба сообщила, что изготовление коктейлей путем смешивания алкогольной продукции с иной пищевой продукцией или с применением иных технологических приемов относится к услугам общественного питания. Но алкогольная продукция, используемая для изготовления таких напитков, должна находиться в легальном обороте, в том числе должна быть маркирована в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
Важные обстоятельства
Какие же конкретно обстоятельства дела учли судьи кассационной инстанции, дабы сделать вывод о том, что общество не занималось производством алкогольной продукции?
Во-первых, спорный коктейль "Х", подаваемый посетителям бара в стеклянной бутылке, является своего рода визитной карточкой бара. Поскольку среднее потребление коктейля за смену составляет 150-200 единиц, в целях сокращения времени подачи популярного коктейля бармен осуществляет подготовку основы напитка в соответствии с технологической картой, утверждаемой приказом директора. В емкостях 0,25 мл хранится только часть ингредиентов для смешивания, а уже в окончательном виде коктейль подается с добавлением дольки лайма и декоративного украшения.
Во-вторых, бутылки с напитком закупорены крышками вручную (без применения промышленных средств) для продления срока хранения, так как для открытого напитка данный срок составляет лишь шесть часов.
В-третьих, правилами бара посетителям запрещено покидать бар с напитками или потребительской тарой.
Ну и последнее. Бутылки, в которые наливается фирменный спорный напиток, являются тарой многоразового использования, они приобретаются обществом у компании "Кока-Кола" одновременно с напитком "Кока-Кола". За бой посуды для посетителей предусмотрен "прейскурант".
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что само по себе смешивание закупленного обществом и находящегося в легальном обороте алкоголя с иной пищевой продукцией при оказании услуг общественного питания в баре, а также оригинальный способ подачи полученного напитка не образуют действия по производству алкогольной продукции. (Имеется в виду производство в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом N 171-ФЗ.)
Окончательный вывод. Судьи АС СЗО отказали в удовлетворении заявления УМВД о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ. Изъятый товар подлежит возврату обществу.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
*(3) Утвержден и введен в действие с 01.01.2008 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 477-ст.
*(4) Утвержден и введен в действие для добровольного применения с 01.01.2011 Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 495-ст, но утратил силу 01.01.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.06.2013 N 192-ст, которым введен в действие новый стандарт - ГОСТ 31984-2012 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"