Может ли проводиться аттестация рабочих мест с вредными условиями труда только представителями работодателя без привлечения сторонней аттестующей организации? Не является ли это нарушением Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда? Может ли госинспекция по труду по обращению работника провести проверку правильности оформления аттестационных карт и в случае обнаружения нарушений обязать работодателя провести повторную аттестацию или вынести какое-либо другое представление?
1. Нет, не может, поскольку в данный момент аттестация рабочих мест по условиям труда заменена (с 01.01.2014 г.) специальной оценкой условий труда, которая должна проводиться специализированной организацией.
2. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (до 01.01.2014 г.) без привлечения аттестующей организации является нарушением ранее действовавшего Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
3. Да, может.
Правовое обоснование
В соответствии с абз. 2 п. 6 утратившего силу Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядка), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, аттестация проводилась совместно работодателем и аттестующей организацией, привлекаемой работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Согласно п. 47 указанного Порядка внеплановая аттестация проводилась, в частности, в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
С 01.07.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 8 вышеуказанного 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 вышеуказанного 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.