Применяем корректирующие коэффициенты при расчете норматива на услугу
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала
"Руководитель автономного учреждения"
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 9, сентябрь 2015 г.
Как мы уже писали в предыдущих номерах *(1), норматив на оказание услуги должен стать центральным элементом расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Однако вместе с единой формулой, по которой станет определяться стоимость той или иной услуги, новые правила предусматривают возможность учета отраслевой и территориальной специфики. Каким образом применяются поправочные коэффициенты?
Данное правило, которым нужно руководствоваться при формировании государственных (муниципальных) заданий на 2016 год и плановый период и расчете субсидий на их выполнение, является общим для всех публично-правовых образований. Оно заключается в том, что в расчете нормативных затрат на ту или иную услугу участвуют три составляющих:
1) базовый норматив - затраты, необходимые для оказания единицы услуги надлежащего качества независимо от места ее предоставления (порядок расчета данного норматива мы рассматривали в N 4 журнала за 2015 год);
2) отраслевой корректирующий коэффициент - отражает специфику предоставления конкретной услуги, не учтенную в соответствующем базовом перечне услуг и работ;
3) территориальный корректирующий коэффициент - позволяет учитывать особенности территории, на которой расположено учреждение - поставщик услуг, а также состав имущественного комплекса учреждения.
Необходимость использования на федеральном уровне трех названных составляющих задана Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640*(2). Для субъектов РФ и муниципальных образований аналогичные нормы прописаны в общих требованиях к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере деятельности. Приведем несколько таких документов:
Сфера деятельности | Нормативный акт |
Физическая культура и спорт | Приказ Минспорта РФ от 22.05.2015 N 550 (далее - Общие требования N 550) |
Культура, кинематография, архивное дело | Приказ Минкультуры РФ от 09.06.2015 N 1762 (далее - Общие требования N 1762) |
Здравоохранение | Приказ Минздрава РФ от 25.06.2015 N 366н (далее - Общие требования N 366н) |
Содействие занятости населения | Приказ Минтруда РФ от 01.07.2015 N 422н |
Социальная защита населения | Приказ Минтруда РФ от 13.07.2015 N 445н |
Таким образом, при определении норматива на услугу действует следующий принцип: стоимость ее единицы как базовая норма должна быть везде одинаковой, но есть условия, которые влияют на итоговый объем затрат на услугу. Поправочные коэффициенты как раз и относятся к таким переменным.
Отраслевой коэффициент
Отраслевой и территориальный коэффициенты определяются в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения задания, принятыми Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией, и с соблюдением приведенных выше общих требований.
Отраслевой коэффициент рассчитывается к базовому нормативу затрат на услугу исходя из соответствующих показателей, отражающих содержание услуги и (или) условия (формы) ее оказания. Пример утверждения таких коэффициентов уже есть: на официальном сайте bus.gov.ru размещены значения базовых нормативов затрат и отраслевых коэффициентов применительно к государственным услугам в сфере физкультуры и спорта (утверждены Минспортом 29.07.2015).
Проиллюстрируем, как могут изменяться значения отраслевого коэффициента в зависимости от особенностей содержания услуги.
Наименование государственной услуги | Условие, отражающее специфику оказания услуги | Основание для определения нормативных затрат (базовый норматив) | Значение отраслевого корректирующего коэффициента |
Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта "Легкая атлетика" | Дисциплина "Многоборье" | Базовые нормативные затраты по услуге "Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта, вид спорта "Легкая атлетика" | 1,57 |
Дисциплина "Бег на средние дистанции" | 1,03 | ||
Дисциплина "Прыжки в высоту" | 1 | ||
Дисциплина "Метание копья" | 1,05 |
Однако помимо формирования адекватной стоимости услуги данный коэффициент способен играть и другую роль - стимулировать развитие той или иной услуги. В частности, если учредитель нацелен на рост ее качества, можно также применить повышающий отраслевой коэффициент. Продемонстрируем это на примере услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию*(3).
Наименование государственной услуги | Условие, отражающее специфику услуги | Значение отраслевого корректирующего коэффициента |
Услуга по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки | В стационарных условиях | 1 |
Работа с уникальным фондом | 1,82 |
Значение отраслевого коэффициента устанавливается по каждой государственной (муниципальной) услуге - на это указано, например, в п. 11 Общих требований N 550, п. 11 Общих требований N 366н. Таким образом, базовый норматив затрат на оказание конкретной услуги (допустим, это 100 руб.) должен умножаться на отраслевой коэффициент, определенный для этой же самой услуги (допустим, 1,5). Полученная цифра (150 руб. на единицу услуги) и будет использоваться при дальнейших расчетах.
Территориальный коэффициент
В свою очередь, территориальный коэффициент состоит из двух частей: коэффициента на оплату труда с начислениями и коэффициента на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества (см., например, п. 6 Общих требований N 550, п. 25 Положения N 640). Чтобы определить территориальный коэффициент, потребуется снова обратиться к базовому нормативу.
Согласно отраслевым общим требованиям значение базового норматива утверждается единой суммой, но при этом должны выделяться суммы затрат:
- на оплату труда (с начислениями) работников, непосредственно занятых в оказании государственной (муниципальной) услуги;
- на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного (муниципального) задания (в том числе затраты на арендные платежи).
Данные затраты потребуются для дальнейших расчетов.
Отметим, что формула и ее составляющие, по которым определяется рассматриваемый коэффициент, тоже указаны в отраслевых общих требованиях (например, в п. 26-28 Общих требований N 336н, п. 28-30 Общих требований N 1762). Мы не будем их повторять, а приведем лишь пример расчета.
Коэффициент на оплату труда
Наименование государственной услуги | Наименование субъекта РФ | Базовый норматив затрат, руб. | Среднемесячная зарплата по субъекту РФ, на территории которого оказывается услуга, в 2014 году, руб. | Среднемесячная зарплата по субъекту РФ, данные по которому использовались для определения базового норматива, в 2014 году (Москва), руб. | Территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда | |||
Итого | ОТ1 | КУ | СНИ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 = 7/8 |
Услуга по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки | Москва | 430,47 | 290,3 | 7,04 | 15,61 | 61 241 | 61 241 | 1 |
Санкт-Петербург | 430,47 | 290,3 | 7,04 | 15,61 | 40 660 | 61 241 | 0,66 |
Коэффициент на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества
Наименование государственной услуги | Наименование субъекта РФ | Базовый норматив затрат, руб. | Затраты* в субъекте РФ, на территории которого оказывается услуга, руб. | Затраты* в субъекте РФ, данные по которому использовались для определения базового норматива (Москва), руб. | Коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества | |||
Итого | ОТ1 | КУ | СНИ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 10 | 11 = 5 + 6 | 12 = 10/11 |
Услуга по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки | Москва | 430,47 | 290,3 | 7,04 | 15,61 | 22,65 | 22,65 | 1 |
Санкт-Петербург | 430,47 | 290,3 | 7,04 | 15,61 | 16,05 | 22,65 | 0,71 | |
* Затраты на коммунальные услуги и на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, определяемые в соответствии с натуральными нормами, ценами и тарифами на данные услуги. |
Затем при использовании формулы, установленной в отраслевых общих требованиях, получится итоговый территориальный коэффициент, равный 1 для услуги, предоставляемой в Москве, и 0,68 для услуги, предоставляемой в Санкт-Петербурге.
Теперь, зная поправочные коэффициенты, можно вывести нормативную стоимость конкретной услуги. К примеру, если базовый норматив составил 100 руб., а с учетом отраслевого коэффициента (1,5) затраты на услугу увеличились до 150 руб., при применении территориального коэффициента 1 нормативная стоимость услуги сохранится на прежнем уровне (150 руб.), но при территориальном коэффициенте 0,8 понизится до 120 руб.
Откуда брать цифры?
Расчет базового норматива и корректирующих коэффициентов, а также утверждение их значений - это задача органов власти. В отраслевых общих требованиях сказано, что базовый норматив и поправочные коэффициенты к нему определяются в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения задания, принятыми на основании п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Для федеральных учреждений такой порядок утвержден Постановлением N 640: в отношении базового норматива и отраслевого коэффициента в документе установлены временные правила, а в отношении корректирующего коэффициента - постоянные.
Согласно п. 10 Постановления N 640 до момента формирования госзаданий на 2018 год и плановый период значения базового норматива на услугу и отраслевого коэффициента будет определять орган-учредитель, а позднее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в установленной сфере деятельности (п. 22, 26 Положения N 640). Значение же территориального коэффициента уже сейчас должно устанавливаться органом-учредителем.
Аналогичные правила, вероятно, будут приняты на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, рассчитывать и утверждать "на местах" конкретные цифры по стоимости услуг также придется учредителям.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статьи М.Е. Смолевой "Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому" (N 4, 2015) и "Нормативное финансирование: новый этап изменений" (N 6, 2015), Г.Г. Зайцевой "Правила формирования госзадания: знакомимся с утвержденным нормативным актом" (N 8, 2015).
*(2) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 640, Положение N 640).
*(3) Данный пример является составной частью расчета нормативных затрат на оказание услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки, приведенного на официальном сайте Минфина в разделе "Бюджет", подраздел "Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"