Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2015 N 02-06-10/48743
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2015 г.
В комментируемом Письме Минфина РФ от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 Минфин разъясняет вопрос о применении формы документа "квитанция (ф. 0504510)", установленной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н). Напомним, что данным приказом утверждены: перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями;
- формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления" ОКУД);
- перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями;
- формы регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД);
- Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями.
На основании п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Согласно положениям п. 12 Указа N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ N 52н зарегистрирован Минюстом 02.06.2015, дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации - 08.06.2015. В силу п. 6 названного приказа он применяется при формировании учетной политики субъекта учета начиная с 2015 года.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете*(1) совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н*(2) принятая государственным (муниципальным) учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения и должна включать в себя:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и информацию о технологии обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
- порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции N 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование субъекта учета, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- информацию, необходимую для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, учреждение должно внести изменения в раздел своей учетной политики, касающийся форм первичных документов. Напомним, что исходя из п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете изменение учетной политики может производиться:
- при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий деятельности учреждения.
В силу п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Состав реквизитов формы квитанции, установленной Приказом N 52н, дополнен уникальным идентификатором начисления (УИН) и иными реквизитами идентификации дохода и его плательщика.
Поскольку изменение форм первичных документов никак не повлияет на сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, изменения в учетную политику можно вносить и не с начала финансового года, то есть переделывать все первичные документы по новым формам с 01.01.2015 не нужно. Об этом говорится в Письме от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, где Минфин отмечает, что применение новых форм осуществляется учреждением с момента утверждения изменений в акты, устанавливающие правила его документооборота и технологию обработки учетной информации в целях организации и ведения бухгалтерского учета, принятые в рамках формирования его учетной политики на 2015 год с учетом своей организационно-технической готовности.
Таким образом, учреждение вправе самостоятельно определить дату перехода на новые формы первичных документов исходя из своей организационно-технической готовности. Но сделать это нужно в 2015 году.
Вместе с тем требование о наличии в качестве обязательных реквизитов информации, необходимой для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 210-ФЗ, было установлено до принятия Приказа N 52н в рамках Инструкции N 157н.
Принимая во внимание, что форма квитанции является бланком строгой отчетности, тиражирование которого на платной основе осуществляет типография, имеющая соответствующую лицензию, при наличии существенных запасов бланков формы квитанции в целях оптимизации расходования бюджетных средств организациями государственного сектора, Минфин считает возможным установить переходный период для применения формы квитанции, установленной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями" (далее - Приказ N 173н), до 01.04.2016 при условии дополнения квитанции необходимыми реквизитами, предусмотренными Приказом N 52н.
Согласно п. 7 Инструкции N 157н в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включать в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты.
Таким образом, организации государственного сектора в рамках своей учетной политики (при внесении изменений в нее) вправе самостоятельно определить способ отражения необходимых реквизитов в форме квитанции, установленной Приказом N 173н, до издания нового тиража бланка строгой отчетности (квитанции), установленного Приказом N 52н.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"