Прояви должную осмотрительность - проверь контрагента
С.И. Егорова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 10, октябрь 2015 г.
В статье "В каких случаях налоговая выгода не признается обоснованной?", опубликованной на стр. 52, мы рассказали о том, как именно арбитражные суды оценивают доказательства обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщиков, ссылаясь при этом на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Пунктом 10 этого документа определено: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Таким образом, налоговые органы могут проверить, насколько осмотрительно действовал налогоплательщик при выборе своих контрагентов. В случае обнаружения неблагонадежности последних сделки с ними могут быть квалифицированы как сомнительные, имеющие целью получение необоснованной налоговой выгоды. И тогда затраты, произведенные по сделке, налоговики исключат из облагаемой базы по налогу на прибыль, а НДС не примут к вычету.
Какую информацию и из каких источников необходимо "добыть" организации о своих контрагентах, чтобы в случае чего доказать "должную осмотрительность"? Об этом вы узнаете из данной статьи.
Оценка налоговых рисков по версии ФНС
Как отмечено в Письме Минфина России от 16.02.2015 N 03-01-10/6845, Налоговым кодексом не определен конкретный перечень документов и действий, необходимых для подтверждения должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Минфин рекомендует учитывать утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для выездных налоговых проверок.
В пункте 12 приложения 2 к этому приказу ФНС определила наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков. В первую очередь надо обратить внимание на отсутствие:
- личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). Негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг)), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных.
Где и как проверяем контрагента?
На основании разъяснений контролирующих органов рассмотрим, какие действия необходимо предпринять организации для проверки своих контрагентов.
Так, ФНС в Письме от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@ рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки, в частности, следующим образом: запрашивать у хозяйствующих субъектов сведения, не составляющие коммерческую тайну. К таковым, например, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" могут относиться сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об ИП в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- из других официальных источников.
Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на интернет-сайте ФНС www.nalog.ru размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Вместе с тем согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Итак, налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:
- запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
- обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
- воспользоваться сервисами, размещенными на www.nalog.ru.
Сервисы, которые предлагает ФНС на своем официальном сайте | |
Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств* | http://egrul.nalog.ru |
Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации | https://service.nalog.ru/uwsfind.do |
Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации"** | http://www.vestnik-gosreg .ru/publ/vgr |
Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ | http://www.vestnik-gosreg .ru/publ/fz83 |
Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц | https://service.nalog.ru/disqualified.do |
Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disfind.do |
Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами | https://service.nalog.ru/addrfind.do |
Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке | https://service.nalog.ru/svl.do |
Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует | https://service.nalog.ru/baddr.do |
Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года | https://service.nalog.ru/zd.do |
Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц | https://service.nalog .ru/mru.do |
* Поиск можно вести по одному из критериев: ОГРН, ИНН, наименование (для организации), ОГРНИП, ИНН, ФИО, регион места жительства (для ИП). В отношении реально существующей организации будет сформирован файл, где представлены соответствующие сведения: ОГРН, ИНН, юридический адрес, ФИО руководителя и учредителей, виды деятельности по ОКВЭД. При этом в файле указана дата, на которую представлены сведении. ** Сообщения о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ. |
Организация также может получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о своем контрагенте, подав в ИФНС письменный запрос (в произвольной форме) о предоставлении такой выписки. Размер платы за предоставление выписки на бумаге в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса составляет 200 руб., на следующий рабочий день со дня подачи запроса - 400 руб. В то же время исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ*(1) предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно. В связи с этим на сайте ФНС реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа" (https://service.nalog.ru/vyp), позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и ИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки (см. Письмо ФНС России от 11.08.2015 N ГД-4-14/14094@). Иными словами, этот документ равнозначен выписке в письменной форме, подписанной должностным лицом ИФНС и заверенной печатью. Отметим, что этот сервис доступен лицам, зарегистрированным на сайте ФНС или имеющим доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика".
Обратите внимание! Наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.
Необходимо удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует перечисленным условиям (Письмо ФНС России от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"