1. Согласно п. 1 ст. 9 гл. 2 Федерального закона N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Если фирма состоит из одного или двух человек, как поступать в такой ситуации (сколько человек писать в комиссию)? 2. Согласно п. 2 ст. 19 гл. 3 Федерального закона N 426-ФЗ требуется наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Должны ли все 5 экспертов постоянно быть указаны в протоколах? 3. Согласно п. 1 ст. 15 гл. 2 Федерального закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона. Какие именно имеются ввиду копии (корочки, устав)? 4. В п. 2 Приказа от 3 июля 2014 г. N 436н указано, что сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении: на бумажных носителях... в форме электронного документа... Документы надо сдавать сразу в двух формах или можно одной из двух? Должны ли на этих документах стоять какие-либо подписи и печати аттестующей организации или организации, у которой проводилась специальная оценка условий труда? 5. Какие документы необходимо передавать организации, у которой была проведена специальная оценка условий труда? В какие органы? Должны ли на этих документах стоять какие-либо подписи и печати аттестующей организации?
1. Нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда специальная оценка условий труда проводится в организации, численность работников которой не превышает двух человек. Полагаем, что при формировании комиссии необходимо придерживаться правила, что в ее составе должны быть любые представители работодателя, специалист по охране труда (в том числе привлеченный на основании договора гражданско-правового характера) и представители профсоюза (при наличии). В любом случае число членов комиссии должно быть нечетным.
2. Нет, в протоколе должны указываться только те эксперты, которые проводили исследования вредных и/или опасных факторов.
3. Копия устава нужна для того, чтобы подтвердить, что специальная оценка условий труда является одним из видов деятельности организации. Помимо копии устава, необходимо будет также предоставить документы, подтверждающие наличие в организации 5 экспертов, которые имеют право проводить специальную оценку условий труда (например, копию штатного расписания, трудовых договоров, сертификатов экспертов) и копии документов, которые подтверждают наличие в организации аккредитованной испытательной лаборатории.
4. Документы можно сдавать в любой из форм на выбор. Да, должны. В документах должны стоять печать и подписи лиц организации, которая проводила специальную оценку условий труда.
5. На работодателя (организацию, у которой проводилась специальная оценка условий труда) возложена обязанность только по передаче декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (т.е. в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены). Такая декларация должна подаваться работодателем в территориальный орган Роструда. Наличие печати и подписей лиц организации, которая проводила специальную оценку условий труда, не обязательно.
Правовое обоснование:
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон 426-ФЗ) для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ (п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ).
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ).
В соответствии с пп. 15 п. 16 "Методики проведения специальной оценки условий труда" (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии), должностей специалистов организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводивших исследования (испытания) и измерения вредного и (или) опасного фактора.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ (пп. 1 п. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ.
В соответствии с п. 2 Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 436н) Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении:
- на бумажных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости;
- в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона 426-ФЗ).
Согласно Приложению к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подписывается руководителем юридического лица и заверяется его печатью, либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.