Организация (ООО, УСН) размещает свою рекламу на сайте в Интернете. Договор не подписывался. От исполнителя на электронную почту организации поступают неподписанные акты оказанных услуг. Организация участницей электронного документооборота не является.
Какие существуют способы подтверждения расходов в целях налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация вправе самостоятельно распечатать акт и подписать его в организации-исполнителе.
Вместе с тем гражданское законодательство не содержит требования об обязательном составлении акта оказанных услуг.
Поэтому признать расходы на рекламу Ваша организация может при наличии, в частности, справки о количестве и виде рекламы, счета исполнителя, документов, подтверждающих оплату услуг, принтскринов страниц сайта.
Однако отсутствие подписанного акта оказанных услуг может привести к спорам с налоговыми органами.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, расходы на оплату рекламных услуг могут быть включены в состав расходов в целях применения УСН. При этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, поименованным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются в том числе документально подтвержденные затраты.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо доплата услуг, оформленная в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в частности таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
В силу части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
На основании части 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Как видим, законодательство о бухгалтерском учете допускает составление электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Виды электронных подписей определены в ст. 5 Закона N 63-ФЗ.
Из многочисленных разъяснений уполномоченных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 05.05.2015 N 07-01-06/25701, ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489) следует, что в целях налогообложения также возможно использование электронных документов, подписанных электронной подписью.
Однако Ваша организация участницей электронного документооборота не является. Кроме того, между Вашей организацией и организацией-исполнителем не заключен договор, в котором было бы закреплено применение электронного документооборота (письмо ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489). В этой связи мы считаем, что подтверждением расходов в целях налогообложения будут документы, составленные на бумажном носителе.
В части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что обязательными реквизитами первичного документа являются подпись (подписи) лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.
Как следует из вопроса, на электронную почту Вашей организации приходят акты оказанных услуг, не имеющие подписи со стороны организации-исполнителя. Соответственно, такой документ не отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ и не является оправдательным в целях налогообложения.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации Ваша организация вправе самостоятельно распечатать акт и подписать его в организации-исполнителе.
Если по каким-либо причинам данный вариант реализовать не удастся, то тогда необходимо учитывать следующее.
К договору на оказание рекламных услуг применяются правила главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
При этом из многочисленной арбитражной практики (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.01.2007 N Ф04-9551/2006(30744-А03-11), ФАС Волго-Вятского округа от 17.08.2009 N А11-10234/2008-К1-13/256, ФАС Поволжского округа от 06.05.2009 N А57-10294/2008) следует, что гражданское законодательство не предусматривает обязанность составления акта об оказании услуг.
Следовательно, отсутствие подобного акта само по себе не является безусловным основанием для вывода о том, что предусмотренные договором услуги фактически не оказывались (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 N Ф08-7879/07).
Из разъяснений финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750, от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576) следует, что для признания в целях налогообложения расходов акт выполненных работ (оказанных услуг) является необходимым подтверждающим документом только в случае, если его составление является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором.
В свою очередь, по мнению налоговых органов, необходимость составления акта отсутствует, если из договора понятно, какая услуга оказана, в каком объеме и по какой цене (письмо ФНС от 27.04.2007 N ММ-6-02/356).
Как уже было указано нами выше, в случае оказания рекламных услуг обязательное составление акта оказанных услуг в ГК РФ не закреплено.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что отсутствие подписанного акта не является причиной для непризнания в анализируемом случае расходов в целях налогообложения. Полагаем, что понесенные расходы Ваша организация вправе признать в целях налогообложения при наличии документов, подтверждающих оплату услуг, а также распечатанных принтскринов страниц сайта. Кроме того, дополнительными подтверждающими документами могут быть, например, счета, выставленные исполнителем, справка о количестве и виде размещенной рекламы*(1).
Возможность признания в расходах затрат на рекламу без составления акта косвенно подтверждается, например, в письме Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576, в котором указывается, что при оказании услуг по обеспечению технического доступа к системе безналичных расчетов подтверждающими расходы документами будут договор, счет, платежное поручение, а также отсутствие претензий от клиента в установленный договором срок.
В письме Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53606 отмечается, что при оказании услуг связи подтверждающими расходы документами являются, в частности, договор (соглашение) об оказании услуг связи, документы, подтверждающие оплату данных услуг, распечатка электронного письма, подтверждающего факт оказания услуг пользователю, заверенная в установленном порядке.
Отметим, что в письмах Минфина России от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71 акты, подписанные организацией и рекламным агентством, фигурируют в числе документов, подтверждающих расходы налогоплательщика на рекламу.
Учитывая изложенное, считаем, что признание Вашей организацией расходов на рекламу при отсутствии подписанных актов оказанных услуг может привести к налоговым спорам.
Однако судебных решений применительно к Вашей ситуации нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
29 сентября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ознакомиться подробнее с документооборотом, касающимся оказания услуг в сети Интернет, Вы можете в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 N 15АП-1573/13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.