Регламентированы правила ведения Общероссийской базы вакансий "Работа в России"
К.Г. Шуйская
Журнал "Делопроизводство и кадры", N 9, сентябрь 2015 г.
В январе 2015 года в нашем журнале была опубликована статья, посвященная трудовой миграции*(1). В этой статье среди мер, способствующих повышению уровня мобильности рабочих ресурсов, упоминалось о создании информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России". На тот момент было известно только о ее целях и основных принципах работы. Мы оказались правы, прогнозируя появление нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование этой системы.
Согласно новым положениям Закона "О занятости населения в РФ" законодательно закреплено создание информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России", которая представляет из себя федеральную государственную информационную систему, содержащую информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации. Данная система состоит из федерального сегмента, региональных сегментов, а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Так, в августе 2015 года было принято постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 885 "Об информационно-аналитической системе "Работа в России" (вместе с "Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России")"*(2). Теперь можно отодвинуть все догадки и предположения в сторону и посмотреть, как данный механизм должен работать.
Утвержденные названным постановлением Правила устанавливают порядок формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы. Согласно этим правилам создание Системы, ее формирование, ведение и модернизация осуществляются Федеральной службой по труду и занятости (то есть оператором), в том числе с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". Оператор вправе самостоятельно выбирать используемые в Системе информационно-телекоммуникационные технологии, программные и технические средства.
Как мы отмечали ранее, целями создания Общероссийской базы вакансий являются:
а) формирование государственного информационного ресурса и предоставление информации в сфере занятости населения;
б) информационное обеспечение реализации положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, государственными учреждениями службы занятости населения, а также работодателями;
в) оказание в электронном виде государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В базе вакансий размещается информация о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иная информация в соответствии с перечнем информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N 885 "Об информационно-аналитической системе "Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Информация размещается в базе вакансий участниками информационной системы безвозмездно. Для получения статуса участника системы необходимо пройти процедуру регистрации.
Информация, размещаемая в системе Общероссийская база вакансий, подлежит оценке органами службы занятости населения, оператором или сотрудниками многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на полноту, достоверность и соответствие установленным оператором требованиям к информации. Порядок проведения оценки информации, размещаемой в базе, устанавливается оператором.
Структура информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России"
Система состоит из федерального и регионального сегментов. Федеральный сегмент системы, с которым, собственно будут работать как соискатели, так и работодатели, включает следующие подсистемы:
а) подсистема "Регистр получателей услуг", обеспечивающая сбор, хранение и обработку информации о получателях государственных услуг в сфере занятости населения, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
б) подсистема "Общероссийская база вакансий", обеспечивающая сбор, хранение, обработку и предоставление информации о работодателях, а также информации о вакансиях, о потребностях в работниках и условиях их привлечения;
в) подсистема "Общероссийская база резюме", обеспечивающая сбор, хранение, обработку и предоставление информации о соискателях, об уровне их квалификации, стаже работы и т.п.;
г) подсистема "Интернет-портал "Работа в России", обеспечивающая доступ участников системы к размещенной в ней информации;
д) подсистема "Личный кабинет соискателя", обеспечивающая идентификацию, авторизацию и регистрацию в системе соискателей, возможность размещения ими в системе информации о себе, а также их взаимодействие с иными участниками системы;
е) подсистема "Личный кабинет работодателя", обеспечивающая идентификацию, авторизацию и регистрацию в системе работодателей, возможность размещения ими в системе информации о себе и о вакансиях, в том числе в автоматическом режиме, а также их взаимодействие с иными участниками системы;
ж) подсистема "Интеграция", обеспечивающая в автоматизированном режиме взаимодействие системы с иными информационными системами.
Порядок размещения информации о работодателях
Информация о работодателях размещается в подсистеме "Общероссийская база вакансий" органами службы занятости населения, работодателями (непосредственно или через частные агентства занятости) или сотрудниками многофункциональных центров.
Размещение информации о работодателе органами службы занятости населения осуществляется на основании сведений о работодателях, содержащихся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные сведения размещаются в автоматическом режиме органами службы занятости населения в подсистеме "Регистр получателей услуг" в соответствии с регламентом, а также форматами данных и требованиями системы.
Размещение информации о работодателе непосредственно работодателем осуществляется в ходе процедуры его регистрации в подсистеме "Личный кабинет работодателя".
Размещение информации о работодателе частным агентством занятости осуществляется после прохождения этим агентством регистрации в Общероссийской базе вакансий.
Частное агентство занятости регистрируется в системе с использованием подсистемы "Личный кабинет работодателя" в соответствии с регламентом, указывая, что оно не является работодателем непосредственно, а входит в число частных агентств занятости. Частное агентство занятости вправе размещать в Системе информацию о нескольких работодателях.
Размещение информации о работодателе сотрудником многофункционального центра осуществляется на основании информации и документов, представленных работодателем при обращении в многофункциональный центр за содействием в осуществлении регистрации работодателя в базе вакансий. После размещения сотрудником многофункционального центра информации о работодателе, работодателю предоставляются данные, необходимые для его последующей авторизации.
Для того чтобы зарегистрироваться в Системе, работодатель сначала проходит процедуру идентификации и оценки размещаемой им (частным агентством занятости) информации одним из следующих способов:
а) с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
б) путем оценки работниками органов службы занятости населения информации, указанной частным агентством занятости или работодателем при регистрации, с использованием подсистемы "Личный кабинет органа службы занятости населения субъекта Российской Федерации" (в случае, если заключено соглашение с субъектом Российской Федерации);
в) путем оценки оператором информации, указанной частным агентством занятости или работодателем при регистрации (в случае отсутствия заключенного соглашения с субъектом Российской Федерации);
г) путем оценки сотрудниками многофункциональных центров с использованием подсистемы "Личный кабинет сотрудника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" информации и документов, представленных работодателем при обращении в многофункциональный центр за содействием в осуществлении регистрации работодателя, перечень которых определяется порядком проведения оценки.
Для оценки информации, размещаемой в информационной системе, может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении иных органов исполнительной власти. Указанную информацию оператор получает посредством направления межведомственных запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
По результатам оценки информации, размещаемой в системе, органом службы занятости населения, оператором или сотрудником многофункционального центра принимаются решения о регистрации работодателя и о размещении в базе вакансий информации о нем либо о необходимости доработки информации, указанной частным агентством занятости или работодателем в процессе регистрации.
До принятия решения о размещении информации о работодателе в системе, работодатель или частное агентство занятости не обладают возможностью размещать информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Порядок размещения информации о вакансиях
Информация о вакансиях размещается в подсистеме "Общероссийская база вакансий":
а) работодателем:
самостоятельно с использованием подсистемы "Личный кабинет работодателя";
через частные агентства занятости с использованием подсистемы "Личный кабинет работодателя";
б) органами службы занятости населения на основании сведений, содержащихся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения, в автоматическом режиме с использованием подсистемы "Регистр получателей услуг" и в соответствии с регламентом, форматами данных и требованиями информационно-аналитической системы.
Работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях, считается исполнившим требования статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части предоставления органам службы занятости информации о вакансиях.
Работодатель, зарегистрированный в системе и не разместивший информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий.
Информация о вакансиях, размещаемая работодателями самостоятельно либо через частное агентство занятости, подлежит оценке органом службы занятости населения (в случае, если заключено соглашение с субъектом Российской Федерации) или оператором (в случае отсутствия заключенного соглашения с субъектом Российской Федерации).
До принятия органом службы занятости населения или оператором решения о соответствии информации о вакансиях, размещенной работодателем, требованиям к информации, доступ к указанной информации остальных участников Системы не осуществляется.
Доступ к информации о вакансиях, размещенной работодателем, обеспечивается всем участникам информационно-правовой системы в течение 30 календарных дней со дня принятия решения органом службы занятости населения или оператором о соответствии информации о вакансиях требованиям к информации. По истечении указанного срока доступ к информации о вакансиях прекращается до момента подтверждения работодателем актуальности указанных сведений.
В случае закрытия вакансии работодатель обязан в течение одного рабочего дня со дня ее закрытия разместить соответствующую информацию.
Таким образом, формируется механизм достоверности объявлений о вакансиях и прозрачности и реальности сведений о работодателях. Объявлений типа "Крупная компания ищет..." в новой системе не будет.
Порядок размещения информации о соискателях, об уровне их квалификации, стаже работы
Резюме соискателей размещаются в подсистеме "Общероссийская база резюме" органами службы занятости населения или непосредственно соискателями.
Размещение резюме непосредственно соискателем, как и размещение вакансий работодателем, осуществляется после процедуры его регистрации через подсистему "Личный кабинет соискателя". Соискатель вправе обратиться в многофункциональный центр за содействием в прохождении процедуры регистрации.
Размещение резюме органами службы занятости населения осуществляется на основании сведений о гражданах, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, при условии получения согласия граждан на размещение и обработку их персональных данных.
Информация, содержащаяся в резюме, размещаемых непосредственно соискателями, становится доступна иным участникам системы после принятия работником органа службы занятости населения или оператором решения о соответствии этой информации требованиям к информации.
Информация, содержащаяся в резюме, размещаемых в Системе непосредственно соискателями, подлежит оценке работниками органов службы занятости населения (в случае если заключено соглашение с субъектом Российской Федерации) или оператором (в случае отсутствия заключенного соглашения с субъектом Российской Федерации), за исключением информации, проверка которой осуществлялась при регистрации соискателя с использованием единой системы идентификации и аутентификации - таким образом, обеспечивается достоверность сведений, размещенных в резюме.
Порядок доступа к информации, содержащейся в системе Общероссийская база вакансий "Работа в России"
Доступ участников системы к размещенной в ней информации обеспечивается оператором безвозмездно с использованием подсистемы "Интернет-портал "Работа в России" посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С 1 января 2016 года доступ к системе должен обеспечиваться, в том числе, с использованием мобильных устройств и информационных терминалов. Места размещения информационных терминалов, а также порядок и условия их использования определяются оператором.
В случае если работодатель осуществляет подбор работников не самостоятельно, а обратился за содействием в подборе необходимых работников в орган службы занятости населения или частное агентство занятости, он вправе предусмотреть ограничение доступа соискателей к своим контактным данным. В таком случае в качестве контактных данных указываются данные соответствующего органа службы занятости населения или частного агентства занятости.
Доступ участников Системы осуществляется только к той информации, содержащейся в резюме, которая не является сведениями о контактных данных соискателя, его фамилии, имени и отчестве. Контактные данные соискателя доступны только авторизованным работодателям, органам службы занятости и частным агентствам занятости.
Требования к ведению системы Общероссийская база вакансий "Работа в России"
Соискатель вправе обратиться с использованием подсистемы "Личный кабинет соискателя" в орган службы занятости населения с жалобой на неполноту или неактуальность информации о вакансии. В случае подтверждения этого факта работники органов службы занятости населения принимают решение о прекращении доступа соискателей к информации о такой вакансии.
Работодатель и соискатель вправе обратиться к оператору по вопросам функционирования системы, в том числе с запросом о результатах проверки работниками органа службы занятости населения информации о работодателях, вакансиях и соискателях.
С 1 января 2016 года оператор должен будет организовать консультирование участников информационной системы по вопросам ее эксплуатации и содержащейся в ней информации, в том числе с использованием центров телефонного обслуживания, а также с возможностью маршрутизации телефонных обращений в органы службы занятости населения.
Подведем итоги
Общероссийская база вакансий "Работа в России" начала функционировать, она доступна в сети Интернет по адресу http://trudvsem.ru/.
Информационная система работает по тому же принципу, что и большинство сайтов по поиску работы.
Сведения, содержащиеся в базе, предоставляются бесплатно, а размещаемая информация проходит проверку.
Портал поддерживается государством и управляется органами власти.
Кстати. Портал развивается:
после запуска его в промышленную эксплуатацию 3 июля был улучшен поиск вакансий - появились возможности поиска по имени компании-работодателя, по географии, включая сразу несколько городов или районов;
до этого портал получил раздел, в котором находится информация о продаже и аренде недвижимости в регионах, в которых вы ищете работу;
в режиме онлайн можно изучить социально-экономические данные по регионам, динамику рынка труда в рамках "Рейтингов регионов";
социально незащищенные группы граждан могут фильтровать вакансии, отыскивая ориентированные на них предложения, что отличает портал от других баз вакансий, предоставляющих только традиционные поисковые фильтры.
Создание подобной информационной системы является шагом вперед в развитии системы занятости населения и увеличении участия государства в вопросах трудовой занятости. Сведения многочисленных органов занятости переносятся с бумажных носителей в единую базу, доступную любому пользователю сети Интернет, что значительно экономит время и силы, затрачиваемые для поиска работы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры, 2015, N 1.
*(2) Об информационно-аналитической системе "Работа в России": постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 885 // "Собрание законодательства РФ", 31.08.2015, N 35, ст. 5000.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Делопроизводство и кадры"
Эксперты журнала: Андрей Шалаев, Дарья Кравец
Приглашенные авторы: Александр Лупу, Илона Оськина, Тамила Хуснутдинова, Татьяна Межуева
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве ПИ N ФС77-32261 от 9 июня 2009 г.
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2
Тел. (495) 648-61-85