Я и моя супруга работаем в одной организации. Вместе с нашей дочкой (6 лет), согласно графику отпусков, поехали в отпуск в Крым следующим маршрутом: Нерюнгри-Улан-Удэ (поезд - купе), Улан-Удэ-Москва (авиа), Москва-Симферополь (авиа) и обратно возвращались кратчайшим маршрутом Симферополь-Москва (авиа), Москва-Уфа (авиа) с задержкой 10 дней, Уфа-Новосибирск (поезд - купе), Новосибирск-Нерюнгри (поезд - купе). Все проездные документы предоставили своему руководству. Нам отказали в оплате, во-первых, за ребенка (якобы не заложены средства), во-вторых, в оплате маршрута Уфа-Новосибирск-Нерюнгри, так как якобы Уфа была вторым местом отпуска. И, в-третьих, еще требуют справку о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Москва-Нерюнгри. 1) У нас есть заявление на отпуск, в котором мы просим оплату проезда ребенка. Оно согласовано руководителем с пометкой "согласно графику отпусков" (в котором детей убрали без нашего ведома). В приказе на отпуск, где отсутствовала оплата проезда на ребенка, мы написали свое несогласие. Нам сначала не хотели вообще давать денег на проезд, но потом все же дали без учета ребенка. 2) Ввиду задержки в г. Уфа на 10 дней - нам посчитали это вторым местом отпуска и оплатить дорогу обратно обещали только до Уфы. По данному факту мы написали объяснительную записку с указанием причины задержки с примерным текстом "ожидали дату отправления своего поезда, так как на ближайшие даты билеты уже были раскуплены, а на самолет у нас денег не хватало". Денег на дорогу нам выдали очень мало, поэтому пришлось очень сильно экономить: часть маршрута ехать поездом, а не лететь самолетом; ждать долго отправления следующего самолета/поезда, к примеру, самолет Улан-Удэ-Москва ждали 5 часов на вокзале, поезд Новосибирск-Нерюнгри ожидали 14 часов. 3) Объяснительную по поводу задержки в г. Уфа они не приняли. Сказали, чтобы мы предоставили справку с РЖД по маршруту Москва-Нерюнгри. Исходя из нее они будут что-то там высчитывать. Но я не могу понять зачем, если я уже до отпуска предоставлял справку авиа сообщением и большую часть маршрута пролетел самолетом. На сегодняшний день получается, что по факту я должен вернуть около 700 рублей своему предприятию, так как не полностью израсходовал выданную сумму (очень хорошо экономил). Но вместо этого мне говорят, что я должен отдать 18 000 рублей на основании всего вышеперечисленного. Официально они ничего не пишут, только в служебном чате отписываются. На сегодняшний момент они ждут от нас справку с РЖД. Подскажите последовательность моих действий, дабы избежать каких-либо неприятных последствий в отношении меня и моей супруги?
Если Вы имеете в виду оплату стоимости проезда лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то оплата стоимости перелета будет зависеть от того, к какой сфере работников Вы относитесь, а, следовательно, как регулируется для Вашей сферы данный вопрос.
Так, если Вы являетесь работником федерального государственного органа или учреждения, то Вам должны были оплатить стоимость проезда ребенка.
Так как Вы находились в транзитном городе продолжительное время, то на основании этого может быть сделан вывод, что Вы проводили отпуск в нескольких местах. В этом случае стоимость проезда компенсируется только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда.
Поскольку законодательством не урегулирован вопрос задержки работника из-за отсутствия поезда, то в Вашем случае имеет место трудовой спор, который моет быть разрешен только в судебном порядке.
Таким образом, Вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Если Вы работаете в государственных органах или учреждениях субъектов Российской Федерации, то данный вопрос регулируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если - в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, то - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, основанием регулирования данной ситуации будут данные нормативные документы.
Правовое обоснование:
В силу ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 при отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 в случае, если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными пунктом 5 настоящих Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.
Согласно ч. 8 ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Как указано в ст. 9 ТК РФ, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.