Территории опережающего социально-экономического развития
А. Москвичев,
экономист
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2015 г.
Для расширения инвестиционного климата и поддержания конкурентоспособности национальной экономики в текущих экономических условиях санкционного режима Президентом России был подписан Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ). Документом официально регламентируются возможности признания решением Правительства РФ отдельных районов, городов или частей субъектов федерации особой территорией социально-экономического развития (ТОР).
Предполагается, что ускорение социально-экономического развития, а также привлечение инвестиций на данные территории будет следствием действующего особого правового режима осуществления предпринимательской и иной деятельности. В течение первых трех лет со дня вступления в силу Закона N 473-ФЗ ТОР могут создаваться:
- на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
- на территориях моногородов со сложным социально-экономическим положением, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)".
Внесенные в июле этого года поправки в Закон N 473-ФЗ предоставили возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития в рамках закрытых административно-территориальных образований начиная с 1 января 2016 года. В остальных субъектах РФ допускается создание особых территорий только по истечении 3-х лет. Очевидно, что подобные условия, прежде всего, направлены на построение механизма, позволяющего уравновесить развитие всей страны. Срок существования территории опережающего развития составляет 70 лет, в дальнейшем действие статуса зоны может продлеваться.
Управление территориями осуществляют наблюдательный совет, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.
Где сегодня ТОР уже функционируют?
Первые 9 территорий уже отобраны, утверждены и уже ждут инвесторов с готовыми проектами.
Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Средства федерального бюджета могут направляться на предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры в размере действующей ставки рефинансирования, а также на использование механизмов проектного финансирования. Финансовые обязательства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований могут исполняться путем внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании, передачи в собственность управляющей компании движимого, недвижимого имущества, и с применением иных способов, предусмотренных законодательством.
В чем заключаются преимущества режима ТОР?
Закон о предусматривает особые преференции для резидентов территорий. На территориях опережающего развития применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза. Режим свободной таможенной зоны для резидентов предусматривает беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР. Резиденты ТОР имеют возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал. Получение разрешений на привлечение иностранных работников выдается без учета квот. Для инвесторов доступно льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий, сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства.
Для резидентов ТОР предусмотрен особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля, в частности, сокращено время проведения контрольных проверок, а также установлена возможность их согласования с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Обеспечиваемый индивидуальный подход к каждому инвестору позволяет достичь высокой эффективности бизнеса с учетом предусмотренного сокращения затрат на административные процедуры и снижения налогового бремени.
Как стать резидентом ТОР?
Резидентами территории опережающего социально-экономического развития могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица (являющиеся коммерческими организациями), государственная регистрация которых осуществлена на соответствующей территории, заключившие соглашение об осуществлении деятельности и включенные в реестр резидентов территории опережающего развития. Резиденты ТОР не вправе иметь обособленные подразделения вне территории опережающего развития. Минимальный объем капитальных вложений резидентов территории в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 500 000 рублей. Перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, является закрытым и утверждается в решении Правительства РФ о создании каждой территории.
Обратите внимание! Вопросы применения нулевых и пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для резидентов ТОР рассмотрены в письме ФНС России от 23.04.2015 N ГД-4-3/6993@ "О применении пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций", а также в письме Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-10/15503.
Самый доступный путь вхождения в число резидентов ТОР - предложение инвестиционного проекта высокой степени проработки. Для этого необходимо подать заявку в АО "Корпорация развития Дальнего Востока" на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Заявка должна содержать сведения о видах экономической деятельности заявителя, планируемой к осуществлению на территории; информацию о площади необходимого земельного участка; сведения о величине присоединяемой мощности энергопринимающих устройств, видах, объеме и величине подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и иных ресурсов). В заявке также должен быть указан срок действия планируемого соглашения. Дополнительно следует предоставить копии учредительных документов (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Обязательным условием является предоставление готового бизнес-плана. Заявка должна быть подписана руководителем организации или заявителем - индивидуальным предпринимателем.
Форма заявки и технические особенности оформления документов установлены "Регламентом рассмотрения заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития", утвержденным приказом АО "Корпорация развития Дальнего Востока" от 25.08.2015 N 13. Заявка рассматривается в течение 15 рабочих дней, после чего принимается решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
/-------------\ /----------------------------------------------------\
| Налог на | |Заявительный порядок возмещения НДС, зачет суммы|
| добавленную |--|налога, заявленной к возмещению в налоговой|
| стоимость | |декларации до завершения камеральной проверки |
\-------------/ \----------------------------------------------------/
/-------------\ /--------------------\ /-----------------------\
|Налог прибыль| |В федеральный бюджет| | В бюджет субъекта РФ -|
| |--| 0% в течение |------| не более 5% в течение |
| | |5 налоговых периодов| | 5 налоговых периодов |
\-------------/ \--------------------/ \-----------------------/
/-------------\ /----------------------------------------------------\
| Налог на | |В соответствии с законодательством субъекта РФ|
| имущество, |--|освобождение от уплаты налога или снижение размера|
| землю | |налоговой ставки. |
\-------------/ \----------------------------------------------------/
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| Налог на | |Применение понижающего коэффициента, характеризующего|
| добычу | |территорию добычи: |
| полезных |-|0 - 1 и 2 года; |
| ископаемых | |0,2 - 3 и 4 года; |
\-------------/ |0,4 - 5 и 6 года; |
|0,6 - 7 и 8 года; |
|0,8 - 9 и 10 года; |
|1 - с 11 года. |
\-----------------------------------------------------/
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| Страховые | |ПФ РФ - 6%, ФСС РФ - 1,5%, ФФОМС - 0,1% |
| взносы |-|Всего - 7,6% на 10 лет |
\-------------/ \-----------------------------------------------------/
Выводы
Резидент территории опережающего социально-экономического развития получает целый ряд существенных преимуществ. При этом даже если субъекты малого бизнеса по каким-то обстоятельствам не смогут стать резидентами ТОР, то вполне смогут быть вовлечены в проект опосредованно. Очевидно, что стратегическое значение усиления восточных территорий для России заключается в предоставлении дополнительных рычагов внешней политики. Не случайно проект организации ТОР ориентирован, в первую очередь, на развитие территорий Дальнего Востока. На прошедшем во Владивостоке в начале сентября первом Восточном экономическом форуме заключено более 80 крупных инвестиционных контрактов на сумму свыше 1,3 трлн. рублей. В рамках форума Президент уделил особое внимание территориям опережающего развития, рассказав о привлекательных возможностях для создания инфраструктуры. По словам Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, целый ряд инвесторов - арабские, японские, китайские, корейские компании - готовы инвестировать в ТОР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.