Контрольно-кассовый эксперимент - новый уровень
Т. Лесина,
доцент кафедры "Экономическая безопасность" РАНХиГС
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2015 г.
Федеральная налоговая служба провела эксперимент по применению ККТ в режиме онлайн: вместо привычной схемы с использованием ЭКЛЗ и z-отчетов предлагалось каждую покупку проводить через сервера ФНС. Эксперимент проводился с августа 2014 года по февраль 2015. Он подтвердил возможность технической реализации новой технологии и ее работоспособность.
По итогам эксперимента межведомственной рабочей группой выработаны и представлены в Правительство РФ предложения по совершенствованию действующего порядка применения ККТ. В связи с этим был подготовлен законопроект, который должен внести поправки в ныне действующий Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Планируемые изменения носят поистине революционный характер: вводится множество новых понятий, изменились требования к самой технике, пополнился перечень лиц, обязанных применять ККТ, и, как следствие, расширилась административная ответственность, связанная с ее применением. По сути это даже не локальные поправки, а новый текст Закона N 54-ФЗ с новым названием. Но обо всем по порядку.
Кто будет обязан применять ККТ
В настоящее время достаточно широкий круг предпринимателей вправе не использовать ККТ. Это организации и ИП, переведенные на уплату ЕНВД, а также ИП, применяющие ПСН (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Без кассового аппарата могут работать компании и ИП, оказывающие услуги населению и выдающие покупателям (клиентам) бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от N 54-ФЗ).
Согласно новому законопроекту указанная категория предпринимателей должна будет использовать кассовую технику. Кроме того, применение ККТ будет обязательным и для ныне освобожденных представителей микробизнеса, осуществляющих (в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ):
- продажу лотерейных билетов;
- торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Исключение в данном случае составляют находящиеся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест.
Проектом предусмотрено, что указанные лица вправе не применять ККТ в течение шести месяцем со дня вступления в силу поправок к Закону N 54-ФЗ.
Сфера применения контрольно-кассовой техники расшириться и за счет использования электронных платежных систем (Webmoney, Яндекс.Деньги и др.), с помощью которых производится оплата за покупки через Интернет.
В связи с этим авторы проекта предлагают дать новое название Закону N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа".
Сравнительная характеристика предполагаемых изменений с действующими положениями Закона N 54-ФЗ приведена в таблице:
Предполагаемые изменения и действующие нормы Закона N 54-ФЗ
Определение ККТ | |
Иновационная касса - аппарат куда более сложный, чем используемый в настоящее время. Соответственно, авторы проекта закона дали новое определение контрольно-кассовой технике будущего. Примечательно, что автоматизированные системы для бланков строгой отчетности будут относиться теперь к ККТ. | |
В настоящее время | После принятия законопроекта |
Контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы | Электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, формирующие электронные документы со сведениями о расчетах, обеспечивающие запись таких сведений в фискальные накопители и их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также печать документов с этими сведениями на бумажных носителях в виде кассовых чеков или бланков строгой отчетности в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами |
Регистрация | |
В соответствии с проектом закона процесс регистрации ККТ предполагается упростить. Давайте сравним: | |
В настоящее время | После принятия законопроекта |
1. Оформить заявление на регистрацию ККТ 2. Приложить необходимые документы (паспорт ККТ, договор с ЦТО) 3. Представить пакет документов в ИФНС 4. Налоговая служба в течение пяти рабочих дней рассматривает документы 5. Инспекторы проводят осмотр ККТ 6. Подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули 7. Сведения о регистрации аппарата вносятся в книгу учета ККТ 8. Делается отметка о регистрации в паспорте ККТ и заверяется печатью ИФНС 9. Выдается карточка о регистрации ККТ вместе с пакетом документов, приложенных к заявлению | 1. Зарегистрироваться на сайте ОФД 2. Подать заявление о регистрации ККТ с применением электронной подписи на сайте ОФД 3. ОФД направляет в налоговый орган электронный запрос о регистрации ККТ 4. Налоговая служба регистрирует ККТ 5. ИФНС направляет карточку регистрации ОФД 6. ОФД отправляет карточку регистрации пользователю ККТ |
Выдача покупателям документов об оплате | |
Проект закона предусматривает выдачу документов об оплате как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Сравним порядок выдачи кассового чека (БСО). Если организация или ИП осуществляет расчеты через интернет, то документ об оплате высылается покупателю в электронном виде и на бумажном носителе не распечатывается. | |
В настоящее время | После принятия законопроекта |
Выдать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанный контрольно-кассовой техникой кассовый чек | 1. Отпечатать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе с применением ККТ 2. Передать документ об оплате покупателю (клиенту) 3. Сформировать документ в электронном виде и направить в налоговые органы через оператора фискальных данных 4. По соглашению с покупателем направить на его электронную почту чек (БСО) в электронном виде |
Кто организует передачу данных в налоговые органы
Поскольку объем информации о пробитых чеках огромен, налоговым службам потребовался посредник для ее обработки и хранения. Этим посредником как раз и является оператор фискальных данных (ОФД).
ОФД - отдельное юридическое лицо, осуществляющее хранение и передачу фискальных данных, получившее специальное разрешение и имеющее в собственности соответствующее оборудование. Проект предусматривает жесткие требования к ОФД.
Штрафов тоже станет больше
В случае принятия законопроекта будут внесены поправки и в КОАП. Так, если в настоящее время коммерсантов могут оштрафовать за неприменение ККТ, применение ККТ, не соответствующей требованиям законодательства или ненадлежащую ее регистрацию, то в будущем поводов для наказания станет больше. Например, владельца кассы могут привлечь к ответственности за ненаправление покупателю кассового чека (БСО) в виде электронного документа. Кроме того, размер штрафа за неприменение ККТ может варьироваться от 3/4 до полного размера суммы наличной выручки (поступлений с помощью электронных средств платежа), принятых без ее применения. При этом минимальная сумма наказания составит от 1 500 до 40 000 рублей в зависимости от лица, на которое налагается штраф.
Что думают налоговые органы о грядущих изменениях
Налоговые органы полагают, что принятие законопроекта имеет ряд преимуществ как для государства, так и для бизнеса.
Для государства:
- сокращение налоговых проверок;
- оптимизация контрольной работы и налогового администрирования.
Для бизнеса:
- снижение стоимости обслуживания ККТ;
- возможность применения при расчетах смартфонов, планшетов;
- электронная регистрация контрольно-кассовой техники;
- отмена ежегодной перерегистрации.
В пояснительной записке Минфин России отмечает, что электронные документы будут доступны в любой момент. Это выгодно отличает их от бумажных чеков, которые могут быть безвозвратно утрачены. При этом передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей.
Заключение Минэкономразвития России
Несмотря на успешное проведение эксперимента, который лег в основу рассматриваемых поправок к закону, проект получил отрицательное заключение об ОРВ. Минэкономразвития России концептуально поддерживает переход на применение инновационных касс, однако сам проект требует значительных доработок.
В итоге чиновники пришли к выводу, что:
- расширение круга лиц, обязанных использовать ККТ, необосновано. На представителей малого и микробизнеса, ныне освобожденных от применения ККТ, возрастет административная и финансовая нагрузка, что может повлечь сокращение предприятий, рабочих мест, рост теневого оборота и, как следствие, снижение поступлений в бюджет патентных платежей и единого налога на вмененный доход;
- распространение обязанности применять ККТ организациями и ИП, осуществляющих расчеты в интернете, может спровоцировать уход владельцев интернет-торговли в юрисдикцию других стран:
- введение обязанности по отправке кассовых чеков (БСО) покупателям приведет к существенному увеличению времени их обслуживания, увеличит очереди, снизит объемы реализованной продукции и, как следствие, - уменьшит доходы предпринимателей;
- законопроект не содержит механизмов, регулирующих работу операторов фискальных данных;
- не ясно, каким образом будет осуществляться техническая поддержка ККТ;
- введены штрафы, но не распределены сферы ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.