Механизм реализации прогностической функции правового мониторинга
О.М. Казакевич,
соискатель кафедры теории и истории государства
и права Международного юридического института
Журнал "Актуальные проблемы российского права", N 9, сентябрь 2015 г.
Прогностическая функция правового мониторинга представляет собой одно из основных направлений его воздействия на процесс правового регулирования общественных отношений. В ходе ее реализации решаются следующие задачи: выявление перспектив, тенденций развития объекта мониторинга, определение возможных вариантов состояния этого объекта в будущем; выявление назревающих проблем функционирования объекта мониторинга, а также определение путей и средств, которые с наибольшей вероятностью создадут возможность их решения; определение вероятностного развития конкретной сферы правового регулирования на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; определение основных направлений дальнейшего развития объекта мониторинга; повышение качества и эффективности законодательства посредством выявления наиболее социально оправданных вариантов развития правовой сферы; предупреждение возможных ошибок в правовом регулировании; оптимизация правового регулирования с учетом экономических и политических целей, в том числе закрепленных в актах стратегического характера при осуществлении государственного планирования.
Таким образом, под прогностической функцией правового мониторинга следует понимать обусловленное его целью и задачами одно из основных направлений его воздействия на процесс правового регулирования общественных отношений. Ее содержание составляет деятельность субъектов правового мониторинга, нацеленная на научное предвидение перспектив, тенденций, возможных или желательных состояний объектов мониторинга в будущем, проблем, связанных с их развитием и функционированием, а также возможных и необходимых путей, средств и сроков достижения этих состояний, поставленных целей, решения указанных проблем. При этом прогностическую функцию правового мониторинга не следует отождествлять с его стадией. Функция реализуется посредством осуществления полного технологического цикла мониторинга, а не его отдельно взятого этапа, поэтому необходимо различать соответствующие понятия. Предпосылки и условия реализации прогностической функции правового мониторинга создаются посредством последовательного и качественного выполнения технологических действий и операций на каждом из этапов мониторинговой деятельности.
Осуществление прогностической функции правового мониторинга невозможно без создания полноценного механизма ее реализации, который в настоящее время, как показывает практика, имеет весьма размытые очертания. Поэтому разработка данного механизма на сегодняшний день является одной из актуальных задач, стоящих как перед юридической наукой, так и перед практикой совершенствования правовой системы РФ.
Методологические подходы к решению этой задачи как на абстрактном, теоретическом, так и на эмпирическом уровне могут быть различными. Этот механизм может быть сформирован, например, по институциональному принципу.
С этой точки зрения, его можно представить как совокупность субъектов (государственных и муниципальных органов, общественных организаций, научных коллективов), непосредственно осуществляющих деятельность по составлению прогнозов развития объектов государственно-правовой сферы в процессе проведения мониторинговых исследований. Однако такой подход представляется малопродуктивным, так как сформированное на его основе понятие механизма реализации прогностической функции правового мониторинга не будет отражать его существенных признаков, особенностей и элементов, которые бы передавали специфику этого явления, не позволяли бы ему слиться с другими теоретическими понятиями и раствориться в них. Сделав акцент на институциональной составляющей, мы создадим теоретическую абстракцию механизма, применимую к реализации любой функции правового мониторинга. Субъекты и участники правового мониторинга в процессе его проведения выполняют (должны выполнять) все действия и операции, совершение которых необходимо - начиная со сбора и обобщения информации об объекте мониторинга и заканчивая прогнозированием его будущего состояния и подготовкой предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, связанных с его функционированием. Состав субъектов, обеспечивающих осуществление различных функций правового мониторинга, один и тот же, поэтому определение их "персонального" состава (принимая во внимание, что этот состав уже определен действующими нормативными актами) мало что дает как для формирования теоретического знания об этом явлении, так и для практики проведения правового мониторинга и реализации его прогностической функции. Построенный по данному принципу механизм будет включать только один элемент - институциональный, который сам по себе не способен обеспечить эффективное осуществление упомянутой функции правового мониторинга.
Данный механизм должен складываться не только из институциональной составляющей, но и содержать "технологический" компонент, охватывающий определенные действия и операции, совершаемые в определенной последовательности, со своими циклами и этапами, которые обеспечивают конечный результат соответствующей деятельности. Такие действия и операции опосредуются правом в форме методик, методических рекомендаций, утвержденных нормативными актами. Кроме того, полноценная реализация прогностической функции правового мониторинга невозможна без использования необходимых юридических средств, приемов, способов и методов прогнозирования динамики и перспектив развития объекта мониторинга. Следовательно, этот компонент также должен быть включен в структуру механизма реализации прогностической функции правового мониторинга и, соответственно, отражен в определении понятия данного явления.
Некоторые правоведы, раскрывая механизм реализации аналитической функции правового мониторинга, юридические средства, приемы, способы и методы оценки эффективности правовых норм, выделяют в качестве самостоятельного его элемента, полностью обособив его от технологического компонента данного механизма*(1). С этим трудно согласиться как в части, касающейся механизма реализации аналитической функции правового мониторинга, так и в отношении механизма осуществления его прогностической функции. Юридическая технология, как справедливо отмечают теоретики права, включает технико-юридический компонент, тем самым применяемые в процессе юридической деятельности средства, приемы, способы и методы охватываются понятием юридическая технология. Безусловно, упомянутые средства, приемы, способы и методы играют важную роль в процессе осуществления юридической деятельности, однако выводить этот компонент за рамки юридической технологии представляется ошибочным.
Существуют определенные предпосылки для использования при решении поставленной задачи теоретических выкладок других наук, в частности теории управления. В последние годы правовая и управленческая наука нередко находят точки соприкосновения и заимствуют методологический инструментарий друг друга*(2). На этой основе механизм реализации прогностической функции правового мониторинга может быть представлен в виде управленческого цикла, включающего в себя этапы планирования деятельности и прогнозирования ее результатов, организации реализации плана, непосредственного выполнения запланированных мероприятий, действий и операций, контроля и оценки проделанной работы. При таком подходе уходит на второй план или вообще исчезает из понятия упомянутого механизма технико-юридический компонент, без которого, как было отмечено, реализация прогностической функции невозможна. Таким образом, применение данного подхода оставляет поставленную задачу без надлежащего решения.
Понятие механизма реализации прогностической функции правового мониторинга должно быть сформировано на основе правильного определения пределов предмета исследования. Соответствующее понятие должно обладать свойством, характеризующим возможность быть развернутым в систему понятий, отражающих сущность предмета во всей его сложности и в его связи с другими понятиями и представлениями, образующими данную систему. Определяя такое понятие, мы должны учитывать особенности сферы общественных отношений, в которой рассматриваемый механизм формируется и действует. Теоретическое обобщение различных черт, технологических и технико-юридических элементов этого явления не должно заслонять его правовой природы. Вместе с тем данное понятие должно иметь межотраслевое значение, поскольку правовой мониторинг - это оценочный инструмент, применяемый в разных сферах общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права. Наконец, соответствующая дефиниция должна отвечать потребностям практики и иметь не только теоретическое, но и прикладное значение - правильно ориентировать субъектов мониторинговой деятельности, адекватно отражать содержание рассматриваемого механизма.
Определяя адекватные подходы к формированию дефиниции механизма реализации прогностической функции правового мониторинга, необходимо иметь в виду, что на разных этапах познания он может рассматриваться в единстве статической и динамической составляющих, его институционального, технологического и технико-юридического содержания, а также с точки зрения единства содержания и формы.
Механизм реализации прогностической функции правового мониторинга представляет собой единство содержания и формы. Полагаем, что будет трудно и, вероятно, методологически нецелесообразно пытаться решать вопрос о содержании механизма реализации прогностической функции правового мониторинга, абстрагируясь от его формы. На это потенциальное заблуждение обращали внимание многие теоретики права*(3). Исследование формы механизма реализации прогностической функции правового мониторинга позволит более четко очертить его содержание.
Представление о форме механизма реализации прогностической функции правового мониторинга во многом определяется тем, что понимается под данным механизмом, какой смысл вкладывается в это понятие. Расхождений в понимании формы будет тем больше, чем более будут разниться представления ученых о понятии рассматриваемого механизма как такового и, соответственно, о его содержании.
В свою очередь, это зависит от понимания права в целом тем или иным исследователем.
Скажем, нормативный подход к пониманию права ориентирует нас в понимании формы механизма реализации прогностической функции правового мониторинга на такие его проявления, как обязанности государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, отдельных служащих осуществлять необходимые действия и операции, направленные на проведение прогнозных исследований динамики объектов правового мониторинга. Социологическая юриспруденция и психологический подход к пониманию права позволяют сконцентрировать внимание на правоотношении, ввести в предмет исследования элементы, выходящие за пределы собственно правовой сферы. Интегративный подход предполагает стремление свести воедино изложенные точки зрения*(4).
Кроме того, с методологической точки зрения, при решении вопроса о форме механизма реализации прогностической функции правового мониторинга важно принимать во внимание уровень обобщения. Известно, что на общетеоретическом уровне предполагается обобщение наиболее общих черт явления и закономерностей его возникновения и развития. Соответственно, на уровне отраслевых исследований не ставится задача выхода на общую теорию вопроса. Если даже она провозглашается, то соответствующие задачи все равно решаются, исходя из задач отраслевой науки.
Рассмотрение динамики реализации прогностической функции правового мониторинга приводит к выводу, что относительно самостоятельную форму имеют элементы, составляющие содержание данного механизма (действия и операции, средства, приемы и методы прогнозирования).
С учетом высказанных теоретических позиций и сделанных замечаний представляется возможным сделать следующие выводы.
Механизм реализации прогностической функции правового мониторинга представляет собой достаточно сложный юридический феномен. На разных этапах познания его надлежит рассматривать в единстве статической и динамической составляющих, его институционального и технологического содержания, а также с точки зрения единства содержания и правовой формы.
Этот механизм образует совокупность взаимодополняющих и взаимодействующих элементов - уполномоченных субъектов, осуществляемых ими в определенной последовательности при помощи специальных средств, приемов, способов и методов технологических действий и операций, обеспечивающих конечный результат прогностической деятельности в рамках правового мониторинга. В структуре данного механизма можно выделить следующие элементы: 1) институциональную составляющую - субъектов, обеспечивающих реализацию данной функции; 2) "технологический" компонент, включающий определенные действия и операции, осуществляющиеся в определенной последовательности, со своими циклами и этапами, а также совокупность юридических средств, приемов, способов и методов прогнозирования динамики объектов мониторинга.
Рассмотрение реализации прогностической функции правового мониторинга под этим углом зрения позволяет максимально сблизить эмпирическое и логическое в научных исследованиях данного явления, охватить и связать воедино не только средства, приемы, способы и методы прогнозирования динамики объектов правового мониторинга, но и организационные, управленческие блоки, а также институциональное, технологическое и инструментальное в содержании деятельности по осуществлению данной функции.
Важно отметить, что механизм реализации прогностической функции правового мониторинга и технология юридического прогнозирования - понятия близкие, но не тождественные. Технология юридического прогнозирования - явление универсальное и относительно автономное. Она может применяться в различных сферах государственно-правовой деятельности: в нормотворчестве, в правоприменении, в правовом мониторинге и др. Механизм реализации прогностической функции правового мониторинга имеет ограниченную сферу действия, обеспечивает достижение цели и решение задач правового мониторинга, включает технологию юридического прогнозирования в качестве одного из элементов. Прогнозы динамики объектов мониторинга являются "встроенными" в общие выводы и рекомендации, сделанные в результате проведения мониторингового исследования.
Библиография
1. Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 196 с.
2. Варкова С.А. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.
3. Горохов Д.Б., Глазкова М.Е. Организация правового мониторинга в субъекте Российской Федерации: рекомендации по совершенствованию (на примере города Москвы) // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 42-55.
4. Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. N 5. С. 25-38.
5. Горохов Д.Б., Радченко В.И., Черногор Н.Н., Чеснокова М.Д. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора. М.: Междунар. юрид. ин-т, 2010. 232 с.
6. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 141 с.
7. Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / отв. ред. А.В. Павлушкин. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2012. 160 с.
8. Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. 196 с.
9. Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М.: Юриспруденция, 2009. 416 с.
10. Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. N 8. С. 3-14.
11. Сатолина М.Н. Мониторинг Конституции Республики Беларусь как фактор создания единого информационно-правового пространства государства // Научно-практический журнал. 2011. N 1. С. 8-16.
12. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. N 10. С. 11-15.
13. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007. 485 с.
14. Тихомиров Ю.А. Циклы правового развития // Журнал российского права. 2008. N 10. С. 15-22.
15. Тлупова А.В. Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нальчик, 2011. 24 с.
16. Фадеева А.С. Аналитическая функция правового мониторинга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 166 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: Фадеева А.С. Аналитическая функция правового мониторинга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
*(2) См.: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.
*(3) См., напр.: Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. С. 132.
*(4) См.: Фадеева А.С. Указ. соч. С. 66-67.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казакевич О.М. Механизм реализации прогностической функции правового мониторинга
Kazakevich O.M. The mechanism of implementation of the predictive functions of the legal monitoring
О.М. Казакевич - соискатель кафедры теории и истории государства и права Международного юридического института
O.M. Kazakevich - postgraduate student of the Department of Theory and Hstory of State and Law of the International Legal Institute
В статье рассматриваются вопросы реализации прогностической функции правового мониторинга, определяются методологические подходы к формированию механизма ее осуществления, раскрывается его специфика, предлагается структура данного механизма, показано его место в системе теоретического знания о правовом мониторинге, обосновывается идея о недопустимости отождествления механизма реализации прогностической функции правового мониторинга и технологии юридического прогнозирования.
The article deals with the implementation of predictive functions of the legal monitoring, defined methodological approaches to the formation mechanism of its implementation, revealing its specificity, the structure of this mechanism, showing its place in the system of theoretical knowledge about the legal monitoring, substantiated the idea of the inadmissibility of the identification of the mechanism of implementation of the predictive functions of the legal monitoring and legal technology forecasting.
Ключевые слова: мониторинг, прогнозирование, механизм, функция, юридическая практика, правовое регулирование, право, юридическая технология, субъекты мониторинга, форма, содержание.
Keywords: monitoring, forecasting, mechanism, function, legal practice, legal regulation, law, legal technology, the subjects of monitoring, form, contents.
Журнал "Актуальные проблемы российского права"
Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.