Теоретико-правовые аспекты проблемы обеспечения законности в условиях правовой и политической модернизации российского общества
М.Н. Михайлова,
соискатель Международного юридического института
Журнал "Актуальные проблемы российского права", N 9, сентябрь 2015 г.
Процессы правовой модернизации, происходящие в современной России, затронули важные сферы общественной жизни: политическую систему, государственное строительство, экономические, социальные отношения и пр. Обновление законодательства, правоохранительной системы и других государственных институтов обостряют проблему обеспечения законности в процессе перехода от старого состояния упомянутых элементов правовой системы к новому. Несмотря на то, что в последнее десятилетие прослеживается рост влияния правоохранительной компоненты в государственном механизме страны, в России фиксируются высокие показатели преступности, коррупции, эксперты констатируют криминализацию целых отраслей народного хозяйства, особенно сырьевых, снижение уровня правовой защищенности граждан. Все это актуализирует задачу укрепления режима законности и повышения эффективности государственной и общественной деятельности по ее обеспечению.
Попытки (хотя и не всегда удачные) решения этой задачи отчетливо прослеживаются в мерах, предпринимаемых государством, направленных на модернизацию законодательства, правоохранительной системы, правоприменительной практики и др. Очевидно, что она может быть решена только на основе научных знаний о закономерностях функционирования законности, механизма ее обеспечения, действия различных факторов и др. В то же время существующие научные разработки в этой области либо не работают на практике, так как были подготовлены и ориентированы на другие социально-экономические, политические и правовые реалии, либо не принимаются во внимание при реализации правовой политики государства в этой сфере.
Одной из причин обострения проблемы обеспечения законности является непонимание закономерностей, каналов и направлений влияния процессов модернизации на соответствующий режим. Выявление и познание этих закономерностей является актуальной задачей правовой науки, решение которой имеет большое практическое значение.
Современные тенденции развития государства и правовых систем обуславливают необходимость изменения содержания методологических подходов в исследовании законности и решении практических задач ее укрепления. Наибольшую теоретическую и прикладную значимость в условиях политико-правовых трансформаций общества приобретают интегративный*(1) и "средовой" подходы. Последний объединяет основные положения системного, факторного и конструктивного подходов, применяемых правоведами в исследованиях проблем обеспечения законности и правопорядка. В его основу положено понятие "правовая среда"*(2), отражающее явление, формирующее и аккумулирующее многообразные факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие на законность, ее состояние, обуславливая приоритеты выбора вариантов правового поведения субъектов.
Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно требует целенаправленного воздействия на поведение (деятельность) субъектов общественных отношений, то есть является управленческим процессом. Для успешного влияния на этот процесс необходимо знание механизмов реализации правовых норм в деятельности людей, факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям и требованиям.
Модернизация российского общества по своей природе является политико-правовой и представляет собой инициируемый государственной властью процесс активизации юридического формообразования, институционализации и совершенствования институтов публичной власти и гражданского общества, направленный на повышение эффективности их функционирования и межсистемного взаимодействия, в целях обеспечения более высокого уровня соответствия потребностям социального развития.
Особенности российской правовой модернизации заключаются в ее политико-правовой природе, востребованности, основанности на рационально-телеологической парадигме, идеях правового государства и рецепции зарубежного права, а также социально-экономических и социально-психологических условиях осуществления.
Основными каналами влияния процессов правовой модернизации на состояние законности являются: правовая политика*(3), правовая идеология, правоохранительная система и правовое сознание (общественное, групповое и индивидуальное). Они тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, выступая одновременно объектами модернизации. Знание этой закономерности может и должно быть положено в основу разработки государственной стратегии и решения тактических задач по укреплению законности в современной России.
Характеризуя правовую политику как канал влияния правовой модернизации на законность, можно отметить тенденцию к усилению взаимосвязи и взаимообусловленности ее форм (правотворчества, правоприменения, правового воспитания), а также к преобладанию в их структуре правотворчества. В условиях модернизации российского общества существенное влияние на правотворческую политику оказывает рецепция зарубежного права, широко используемая в качестве инструмента политико-правовых трансформаций*(4). На основании анализа соответствующей практики можно сделать вывод о необходимости ограничения заимствования государственно-правовых институтов, сложившихся в правовых системах других стран. Критерием допустимости такого заимствования может служить их максимальное соответствие условиям российской правовой системы, ее исторической, культурной, идеологической и иной специфике, тенденциям и закономерностям ее развития*(5).
В основе правовой политики модернизации лежит правовая идеология, выступающая важным средством ее формирования и еще одним мощным каналом влияния правовых и политических трансформаций на законность. Важнейшей формой выражения правовой идеологии является правовая концепция (их совокупность), понимаемая как система взглядов на цели, задачи, основные направления правовой политики государства в целом и в отдельных, обычно ключевых, сферах общественных отношений*(6). Анализ существующих концепций и доктрин, выражающих правовую идеологию российского государства в разных сферах общественной жизни, показал, что они имеют различный правовой статус, отличаются друг от друга по структуре, стилистике, характеру изложения содержащихся в них положений, обладают неодинаковой юридической силой, принимаются (одобряются, утверждаются) различными субъектами. Несмотря на то, что правовой статус этих документов до сих пор не определен, фактически они приобрели значение актов нормативного характера высокой юридической силы. Опираясь на сформулированные в этих документах основные положения, государственные органы, прежде всего правоохранительные, организуют свою деятельность в долговременном, стратегическом аспекте.
В целях оптимизации идеологической составляющей правовой политики российского государства должны быть определены их соподчиненность и иерархичность, выстроены механизмы установления и восполнения политико-правовых установок стратегического, концептуального характера. В иерархии концепций одно из самых высоких мест должна занимать стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.*(7) Для целей обеспечения законности в условиях модернизации решающее значение приобретает разработка и принятие концепций и рабочих программ реализации идеологии и политики обеспечения соответствующего режима, следование им при разработке и применении законодательных актов, реформировании правоохранительной системы.
Важным каналом влияния процессов модернизации на состояние законности является правоприменительная деятельность уполномоченных субъектов и выделившаяся из этой формы реализации права правоохрана. В ее осуществлении так же, как в правотворчестве, существенную роль играет правовая идеология. Выработка и реализация правовых идей стратегического характера в сфере правоохранительной деятельности является одной из центральных задач государства на современном этапе. От адекватности ее определения и реализации непосредственно зависит состояние и уровень режима законности. Причины недостатков правоприменительной деятельности правоохранительных органов, снижения ее результативности в плане укрепления законности видятся в неадекватности правовой идеологии и правового регулирования потребностям общественного развития, изъянах общественного сознания, коррумпированности отдельных звеньев системы правоохранительных органов и др.
Еще одной важнейшей компонентой системы элементов, обусловливающих состояние законности и интенсивность воздействия на нее процессов модернизации, является правоохранительная система. Она одновременно выступает в качестве канала влияния правовой модернизации общества на законность, объекта модернизации, и инструмента обеспечения соответствующего режима. На современном этапе все более отчетливо проявляет себя закономерность детерминации законности адекватностью системы и структуры правоохранительных органов уголовной и административной юрисдикции. На основе анализа системообразующих связей данного объекта можно сделать вывод, что процессы модернизации оказывают существенное влияние на генетические и функциональные связи, обеспечивающие его функционирование. В целях укрепления системообразующих связей необходимо: расширить субъектный состав деятельности государственных и общественных структур по укреплению законности путем вовлечения в нее не только правоохранительных органов, но и широкого круга иных государственных органов, общественных организаций, других институтов гражданского общества; урегулировать федеральным законом порядок координации этой деятельности; наделить отдельные действующие правоохранительные структуры дополнительными функциями и полномочиями в ряде актуальных сфер общественной жизни и государственной деятельности; модернизировать структуру и функционал судебной системы, прокуратуры и полиции.
Процессы правовой модернизации находят непосредственное отражение в общественном, групповом и индивидуальном правосознании, выступающем важным фактором и детерминантой законности. Изучение закономерностей воздействия процессов модернизации на законность посредством правосознания позволяет выявить слабые места государственной политики в части правового воспитания и правового просвещения граждан и сформулировать предложения по оптимизации использования этого канала влияния. В частности, все более очевидной становится необходимость создания организационно-правового механизма целенаправленного, последовательного, систематического правового просвещения и обучения граждан в масштабах страны. В сочетании с мерами профилактики правонарушений такой механизм способен оказывать существенное позитивное влияние на состоянии законности и правопорядка.
Правовая модернизация затрагивает самые разные стороны и сферы общественной жизни, оказывает непосредственное как позитивное, так и негативное воздействие на состояние законности и государственную деятельность по ее обеспечению. В процессе указанных преобразований содержание законности как явления остается неизменным. Меняются его объем, отдельные стороны законности, а также приоритеты государственной деятельности в части ее обеспечения. Вследствие этих трансформаций происходит изменение роли законности в обществе. Меняется и степень влияния различных факторов на состояние законности. Основными направлениями и объектами такого воздействия являются: нормативная и субъектная стороны законности*(8); нормативный, организационно-институциональный и функциональный компоненты механизма обеспечения законности; социально-психологические условия функционирования режима законности в стране.
Практическое решение задачи преодоления деструктивных явлений, сопровождающих процесс обновления нормативной стороны законности, возможно посредством системной законодательной регламентации правотворческого процесса, упорядочения видов и форм издаваемых нормативных правовых актов, установления их четкого соотношения между собой, толкования и систематизации законодательства, унификации правил законодательной техники. Одним из возможных и, как представляется, оптимальных способов решения этой задачи является урегулирование перечисленных вопросов Федеральным законом "О нормативных правовых актах РФ".
В процессе модернизации происходит изменение субъектной стороны законности. Анализ происходящих модернизационных процессов выявил тенденцию к расширению ниши для деятельности общественных элементов механизма обеспечения законности, призванных органично дополнить систему органов государственной власти, в нем задействованных. Кроме того, прослеживается линия на выделение и развитие системы и структуры государственных органов контроля. Эта линия развивается и усиливается.
Процессы модернизации воздействуют на нравственно-психологическую атмосферу общества, уровень правосознания и правовой культуры различных социальных групп, динамику преобладания различных типов и форм поведения граждан, значимых с правовой точки зрения. Эти стороны общественной жизни занимают важное место в системе факторов, влияющих на состояние законности. Изучение психологических аспектов влияния модернизации на законность и ее состояние позволяет сделать вывод, что на фоне тенденции нарастания правового нигилизма в обществе, девальвации закона в массовом сознании, умаления роли и значения права, неверия в правовую систему и юридические гарантии, предпочтение внесудебных способов разрешения конфликтов, отмечаемой специалистами, можно осторожно констатировать изменение социально-психологической обстановки и ее влияния на состояние законности. Наметились и позитивные тенденции - роста правосознания, правовой образованности и правовой культуры граждан. Несмотря на то, что проблемы преступности и неудовлетворенности людей состоянием законности остаются одними из самых острых для российского общества, появились основания говорить о позитивной динамике действия социально-психологических факторов и предпосылок правомерного поведения граждан в современном российском обществе. Есть основания прогнозировать дальнейшее укрепление этой тенденции и ее проявление в правовом поведении большинства граждан. Вектор последующего ее развития в отношении людей к праву и законности во многом будет зависеть от складывающейся социально-экономической и политической ситуации в стране, а также от эффективности деятельности государственных и общественных институтов по правовому просвещению, формированию морально-нравственных ценностей и уважения к закону.
С теоретической и практической точек зрения, под состоянием законности следует понимать совокупность количественных и качественных показателей, отражающих реальное осуществление требований законности в определенный промежуток времени. Анализ официальных данных правоохранительных органов позволил выделить в динамике состояния законности на современном этапе следующие тенденции: активная криминализация большинства сфер жизни общества, сохранение высокого уровня преступности и правонарушаемости; значительное повышение уровня латентной преступности; стагнация низкого уровня реализации принципа неотвратимости юридической ответственности; незначительные изменения в структуре преступности: снижение уровня преступлений, выраженных в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей, преступлений экономической направленности и увеличение объема преступлений коррупционного, экстремистского и террористического характера. Знание этих тенденций позволяет наметить стратегические направления государственной деятельности в деле ее укрепления, определить приоритеты и конкретные мероприятия, нацеленные на решение этой задачи.
Проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране.
Проведенный анализ состояния законности, тенденций динамики ее негативной части (определяемой количеством и качеством фактически совершенных и зарегистрированных правонарушений), а также вектора и характера влияния процессов модернизации российского общества на режим законности позволяет наметить следующие основные направления государственной деятельности по укреплению законности в стране. Важнейшим направлением государственной деятельности в этой сфере является формирование и развитие правовой среды, детерминирующей законность и правопорядок в обществе. Именно эта среда формирует и аккумулирует многообразные факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие на законность и ее состояние, обуславливая приоритеты выбора вариантов правового поведения ее субъектов.
Усилия государства и институтов гражданского общества следует направить на обеспечение прогрессивной динамики и приведения в соответствие с требованиями времени и современными вызовами условий, в которых функционирует право, минимизирующих социальные противоречия в правовой сфере, способствующих правовой активности личности (индивидов), институтов гражданского общества, обуславливающих выбор и использование правовых форм и способов деятельности органов публичной власти, преодоление противостояния власти и общества.
В качестве основных приоритетов развития правовой среды следует выделить: создание правовых (в том числе конституционно-правовых) условий для формирования и утверждения правовой идеологии; повышение правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом; модернизации правоохранительной системы; сохранение и развитие кадрового потенциала, реализующего себя в сфере обеспечения законности; модернизация юридического образования и правового воспитания населения. Каждый из заявленных приоритетов может быть развернут в государственную программу модернизации отдельных сегментов правовой среды и послужить предметом самостоятельного исследования.
Реализация поставленной цели возможна при условии успешного решения целого комплекса задач и проведения мероприятий организационно-технического, нормотворческого, политического и информационного характера. Перспективными направлениями дальнейших научных изысканий по этой теме являются вопросы формирования и утверждения правовой политики и правовой идеологии российского государства, повышения правовой культуры граждан и общества, оптимизация правоохранительной системы, модернизации и инновационное развитие правовой среды, прогнозирование и оценка состояния законности и др.
Библиография
1. Афанасьев В.С. Современные проблемы теории законности. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1993. 57 с.
2. Беляков А.А. Модернизация российской судебной системы: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 146 с.
3. Дискин И.Е. Прорыв. Как нам модернизировать Россию. М.: РОССПЭН, 2008. 319 с.
4. Жильцов Н.А., Чердаков О.И., Черногор Н.Н., Минин А.Я., Коваль А.В. Концепция инновационного развития правовой среды. М.: Междунар. юрид. ин-т, 2013. 17 с.
5. Законность в Российской Федерации. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, НИИ Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2008. 624 с.
6. Княгинин В.Н. Рецепция зарубежного права как способ модернизации российской правовой системы // Русский Архипелаг. 2000. URL: http://www.archipelag.ru/person/kn.htm10K-01.02.2003.
7. Коробова А.П. Правовая политика как общетеоретическая проблема // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 2. С. 6-14.
8. Лазарев В.В. Интегративный подход к пониманию права // Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. С. 109-111.
9. Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 2. С. 2-11.
10. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 7-16.
11. Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 183 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробнее: Лазарев В.В. Интегративный подход к пониманию права // Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. С. 109-111.
*(2) См.: Жильцов Н.А., Чердаков О.И., Черногор Н.Н. и др. Концепция инновационного развития правовой среды. М.: Междунар. юрид. ин-т, 2013. С. 4-5.
*(3) См.: Коробова А.П. Правовая политика как общетеоретическая проблема // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 2. С. 6-14; Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 2. С. 2-11; Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 7-16 и др.
*(4) См.: Княгинин В.Н. Рецепция зарубежного права как способ модернизации российской правовой системы // Русский Архипелаг. 2000. URL: http://www.archipelag.ru/person/kn.htm10K-01.02.2003.
*(5) См.: Беляков А.А. Модернизация российской судебной системы: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 21; Дискин И.Е. Прорыв. Как нам модернизировать Россию. М.: РОССПЭН, 2008. С. 46; Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 64-65.
*(6) См.: Законность в Российской Федерации. М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2008. С. 31.
*(7) Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
*(8) О сторонах законности см. подробнее: Афанасьев В.С. Современные проблемы теории законности. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1993. С. 8-9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Михайлова М.Н. Теоретико-правовые аспекты проблемы обеспечения законности в условиях правовой и политической модернизации российского общества
Mikhaylova M.N. Theoretical and legal aspects of the problem of guaranteeing the rule of law in terms of legal and political modernization of the Russian society
М.Н. Михайлова - соискатель Международного юридического института
M.N. Mikhaylova - postgraduate student of the of the International Legal Institute
В статье рассмотрены вопросы влияния правовой модернизации российского общества на состояние законности, выявлены современные тенденции в динамике этого государственно-правового явления, а также каналы и основные направления этого влияния, предложены новые методологические подходы к изучению законности и проблем ее укрепления, определены направления и приоритеты государственной политики в сфере обеспечения законности в современной России.
The article considers the impact of legal modernization of the Russian society on the state of law, identified current trends in the dynamics of this state-legal phenomena, as well as the channels and the main directions of this effect, the proposed new methodological approaches to the study of law and problems of strength, directions and priorities of the state policy in the sphere of ensuring the rule of law in contemporary Russia.
Ключевые слова: законность, законодательство, модернизация, право, политика, общество, политическая система, государственное строительство, правоохранительная система, преступность, коррупция.
Keywords: legality, legislation, modernization, law, politics, society, political system, state-building, the law enforcement system, crime, corruption.
Журнал "Актуальные проблемы российского права"
Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.