Эффективный надзор
Л. Науменко,
ведущий юрисконсульт Центра правового обслуживания
Журнал "Расчет", N 9, сентябрь 2015 г.
Экспертный совет при Правительстве РФ предлагает принять поправки, которые направлены на совершенствование процедуры проведения совместных проверок. Цель нововведений - снижение коррупционных рисков. Власти также рассчитывают уменьшить издержки для бизнеса. Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт Центра правового обслуживания, прокомментирует инициативу чиновников.
Практика применения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" показала, что механизмы взаимодействия контрольно-надзорных органов нуждаются в совершенствовании, а институт совместных проверок себя не оправдал. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, эксперты предлагают нормативно закрепить понятие "совместная проверка" и определить порядок и последовательность процедур ее проведения, а также регламентировать действия контролеров. При этом чиновники планируют создать единую информационную базу с актуальными данными в режиме онлайн, доступ к которой получат все заинтересованные ведомства.
На мой взгляд, для проведения совместной ревизии должны быть предусмотрены конкретные основания: например, одно контрольное мероприятие сократит количество дальнейших проверок, позволит избежать повторных запросов одной и той же информации, сократит издержки на их проведение (как для бизнеса, так и для государства). Механизм проведения совместной ревизии должен быть четким и прозрачным, в противном случае такая проверка со стороны сразу нескольких ведомств фактически может парализовать деятельность предприятия. Основной и главной задачей таких мероприятий должно стать снижение коррупционных рисков и издержек для бизнеса, если она не выполняется, то такие проверки подлежат отмене.
Также в числе позитивных предложений - создание единой информационной базы об объектах контроля, о выявленных нарушениях, планируемых мероприятиях. Такая база позволит организовать межведомственное взаимодействие при проведении мероприятий. Нельзя не отметить, что наличие подобной "картотеки" проверок существенно облегчит положение и контролеров, и бизнесменов. Полагаю, что законом должен быть предусмотрен запрет на истребование у предпринимателя информации и документов, которые уже имеются в базе.
Эксперты из Открытого правительства предлагают и другие инициативы. Так, еще одна наболевшая проблема для бизнеса - это проведение внеплановых проверок на основании анонимных заявлений. Многие недобросовестные коммерсанты активно пользуются этой возможностью, чтобы оказать давление на бизнес конкурента или попросту свести счеты. Между тем возможность внепланового назначения совместных ревизий прокуратуры и других органов по заявлениям физических лиц значительно повышает коррупционные риски, такие проверки подчас носят характер заказных. Поэтому эксперты Открытого правительства предлагают усовершенствовать законодательство, регламентирующее порядок обращений россиян в надзорные органы. А именно - внеплановые проверки по таким обращениям должны проводиться только после идентификации личности заявителя.
В нашей практике нередки случаи, когда клиенты подвергались проверкам на основании анонимных обращений. В большинстве случаев изложенные в жалобах факты не находят своего подтверждения, но для того чтобы это доказать, предпринимателям приходится затрачивать множество сил и средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru