Согласно учетной политике и приказа о проведении инвентаризации Общество, проводит инвентаризацию собственных основных средств переданных в аренду. Организация обратилась с письмом к арендаторам о проведении инвентаризации, арендаторы провели инвентаризацию имущества и представили инвентаризационные описи.
Так же в Организации была создана комиссия о проведении инвентаризации основных средств переданных в аренду. Комиссия проверила представленные инвентаризационные описи арендаторов с данными бухгалтерского учета Организации, оформила инвентаризационные описи по форме ИНВ-1.
В связи с этим прошу дать консультацию:
- необходимо ли проставлять подпись лица ответственного за сохранность имущества на 1-ой и последней странице инвентаризационной описи ИНВ-1, составленной Арендодателем;
- необходимо ли составлять инвентаризационную опись Арендодателю, для сверки данных бухгалтерского учета Арендодателя и представленных инвентаризационных описей Арендатора.
ООО "АНТ-Консалт", февраль 2015 г.
Ранее в Ваш адрес нами была передана консультация, относящаяся к порядку проведения инвентаризации имущества, переданного в аренду (см. ответ на N 28-01-16/9329 от 08.09.2014) Напомним основные положения этой консультации.
В соответствии с п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания)*(1), которыми установлен порядок проведения инвентаризации, проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества в аренду.
В соответствии с п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации*(2) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности все предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств Инвентаризация проводится в следующих случаях:
1) когда ее проведение обязательно в соответствии с действующим законодательством;
2) в иных случаях по решению руководителя предприятия.
Как мы уже сказали выше, инвентаризация имущества, сдаваемого в аренду, относится к числу обязательных. При этом арендодатель проводит ее перед тем, как передать имущество в аренду.
В дальнейшем инвентаризация этого имущества производится уже арендатором вместе с его собственным имуществом.
Пунктом 3.7 Методических указаний установлено одновременное проведение инвентаризации собственных и арендованных основных средств.
На арендованное имущество составляются отдельные описи и сличительные ведомости (п.п. 2.11, 4.1 Методических указаний), в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду.
Как следует из текста запроса, арендатором была проведена инвентаризация имущества, полученного в аренду. В адрес Общества были переданы соответствующие инвентаризационные описи. Можно сказать, что обязанность Общества по проведению инвентаризации имущества, переданного в аренду, им выполнена*(3).
Как указано в п. 1.4 Методических указаний, основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. При этом сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Учитывая тот факт, что Общество, передав имущество в аренду, не имеет возможности подтвердить его физическое наличие, полагаем, что Обществу нет необходимости формировать дополнительную инвентаризационную опись, которая будет составлена на основании инвентаризационных описей арендаторов.
При этом отмечаем, что Обществу следует проверить представленные описи на предмет того, что ими подтверждается фактическое наличие всего имущества, переданного в аренду конкретному Арендатору. Полагаем, что в такой ситуации Общество вправе дополнить полученные от Арендаторов инвентаризационные описи дополнительными записями, исходя из которых, можно было бы сделать вывод, что все переданное в аренду имущество имеется у арендатора в наличии. По нашему мнению, достаточно будет совершить дополнительную запись на каждой, представленной арендатором описи, что она расхождений с данными бухгалтерского учета Арендодателя не выявлено.
При этом нами не исключается, что Общество сформирует дополнительную инвентаризационную опись на основании представленных инвентаризационных описей Арендатора. В соответствии со ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Соответственно, за сохранность имущества, полученного в аренду, отвечает Арендатор. В этой связи полагаем, что даже, если Общество примет решение сформировать дополнительную инвентаризационную опись в отношении переданного в аренду имущества, то проставлять на этой описи подпись лица, ответственного за сохранность имущества (со стороны Арендодателя), не следует.
15 февраля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49.
*(2) Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н.
*(3) Как указано в тексте запроса, в соответствии с Учетной политикой Общество проводит инвентаризацию основных средств, переданных в аренду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/