Как поступать с трудовым коллективом в процессе перерегистрации юридического лица, зарегистрированного до марта 2014 г. в Украине? Есть ли необходимость увольнения всего коллектива из предприятия по украинскому законодательству, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку и приёме этих же сотрудников в это же предприятии, но уже после прохождения перерегистрации и внесения данных об этом юридическом лице в ЕГРЮЛ РФ? Или же можно сделать соответствующую запись в трудовую книжку украинского образца? Сотрудники региональной инспекции по труду дать ответ не могут. Масштабные крымские предприятия (с большой численностью сотрудников) в процессе перерегистрации столкнулись с серьёзной проблемой, в части трудовых отношений и заменой трудовых книжек.
Полагаем, что в Вашем случае необходимо ликвидировать организацию и уволить сотрудников в соответствии с действующими нормами законодательства Украины. Оформить увольнение Вы также можете по соглашению сторон по украинскому законодательству. После регистрации организации на территории Российской Федерации Вы вправе будете принять работников в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Книжка украинского образца работников должна быть заменена на трудовую книжку российского образца. Если у работников имеются трудовые книжки времен СССР (например, бланки, утвержденные Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", то обменивать их на трудовые книжки нового образца (или российского) не нужно.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.
Порядок перехода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь от украинского к российскому трудовому законодательству в общем виде установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ). В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено указанным законом. При этом часть 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ устанавливает, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Согласно пункту 2 Постановления "О независимости Крыма" от 17.03.2014 года со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым. В целях обеспечения соблюдения трудовых прав граждан на территории Республики Крым в течение переходного периода принято постановление Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2025-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период". По мере принятия подобных нормативных правовых актов будет осуществляться поэтапный переход к российскому трудовому законодательству. Из вышеизложенного следует, что трудовые отношения на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь в переходный период регулируются нормативными правовыми актами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, за исключением вопросов, по которым приняты нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) новых субъектов. В частности, пункт 2 вышеуказанного постановления устанавливает, что оформление трудовых отношений на территории Республики Крым осуществляется на основании законодательства о труде Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. Вместе с тем часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В силу части 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. По нашему мнению, на указанных лиц нормы трудового законодательства в части найма на работу иностранных граждан не распространяются, и должны применяться общие нормы, регулирующие оформление трудовых отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой (абз. 2 п. 17 раздела II "Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.