Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах гражданки об установлении факта несчастного случая, произошедшего с ней на заводе в 2010 году. В заявлении прокурора указано, что акт о несчастном случае в архиве завода не сохранился, а другой возможности установления этого факта нет. Судья отказал в принятии заявления, сославшись на то, что прокурор не обладает правом обращения в суд по этому делу.
Правомерны ли действия суда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением об установлении факта несчастного случая в защиту интересов гражданки, и отказ суда в принятии такого заявления в рассматриваемой ситуации неправомерен.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт несчастного случая (п. 7 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Юридический факт устанавливается в особом производстве (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. Причем в данном порядке суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ). В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.06.1985 N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда, в том числе когда акт о несчастном случае был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным.
То обстоятельство, что с заявлением в суд об установлении факта несчастного случая в интересах гражданки обратился прокурор, не может являться основанием для отказа в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Действительно, обращение прокурора в суд в интересах граждан является исключением из общих правил, в силу которых возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, то есть лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ). Данное правило реализует положения, закрепленные в ст. 46 Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако в приведенной норме прямо указано, что ограничения на инициирование прокурором гражданского процесса в защиту прав, свобод и законных интересов граждан не распространяются на случаи, когда основанием для этого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, то есть независимо от того, может такой гражданин сам обратиться в суд или нет. При этом прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).
Порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя) регламентируется ст.ст. 227-231 ТК РФ. По своей природе данные отношения тесно связаны с трудовыми. Следовательно, прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением об установлении факта несчастного случая в защиту интересов гражданки, и отказ суда в принятии такого заявления в рассматриваемой ситуации неправомерен. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, к примеру, решение Конаковского городского суда Тверской области от 24.12.2014 по делу N 2-1911/2014, решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26.02.2013 по делу N 2-270-13, решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 19.06.2014 по делу N 2-2200/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
9 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.