Как юридическое лицо (медицинская сфера) хотим принять на работу: беженцев с Украины, граждан Новосибирской области, граждан РФ (другие города). Какие необходимы документы для трудоустройства беженцев? Какие льготы предоставляются организации, принявшей беженца на работу? Какие риски несет организация при приеме иногороднего гражданина? Должны ли мы обязать граждан РФ к временной регистрации (если нет таковой в г. Новосибирске)?
Поскольку прием на работу беженцев с Украины осуществляется в соответствии с российским законодательством, список документов, предъявляемых при приеме на работу аналогичен списку, необходимому при приеме на работу российского гражданина.
Если трудовой договор заключается с иностранным гражданином, не имеющим трудовой книжки или предъявляющим трудовую книжку иной, не установленной в РФ формы, то работодатель обязан оформить трудовую книжку установленного в РФ образца.
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования не представляют иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, если трудовой договор с ними заключается на срок менее шести месяцев (в общей сложности в течение календарного года).
В отношении предоставления документов об образовании: между Украиной и Россией заключены соглашения о сотрудничестве в области образования и о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях.
В этих международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами.
Если иностранное образование и (или) квалификация не подпадают под действие международных договоров, то придется пройти процедуру признания. По этому вопросу рекомендуем обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Разрешение на работу при приеме беженца предъявлять не требуется.
В отношении граждан НСО - не ясно, какую категорию граждан Вы имеете в виду.
Вопросы предоставления льгот при приеме на работу беженцев не относится к компетенции Роструда. В зависимости от того какой вид льгот Вас интересует, Вы можете обратиться в соответствующий орган за разъяснениями. Например, по вопросам налоговых льгот - в ФНС России.
Принимая на работу иногороднего работника организация, при соблюдении трудового законодательства РФ, не несёт рисков привлечения к административной ответственности.
Отсутствие временной регистрации граждан не является основанием для отказа при приеме на работу. Следовательно, работодатель не должен требовать от работника временной регистрации по месту нахождения организации.
Вопросы отсутствия регистрации по месту временного пребывания относятся к компетенции ФМС России и ее территориальных органов.
Правовое обоснование:
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (ст. 65 ТК РФ).
Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве". Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").
Страховое свидетельство не представляют иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, если трудовой договор с ними заключается на срок менее шести месяцев (в общей сложности в течение календарного года) (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
На территории Российской Федерации ведутся трудовые книжки установленного образца (часть первая статьи 66 ТК РФ). Форма трудовой книжки утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" и введена в действие с 1 января 2004 года. При этом согласно пункту 2 вышеуказанного постановления имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат. Ранее установленной является форма трудовой книжки, утвержденная постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" и введенная в действие с 1 января 1975 года. Таким образом, трудовые книжки образца 1975 года, которые имеются у беженцев - граждан Украины, признаются действительными в РФ. Трудовые книжки украинского образца, введенные в действие в период существования Украины как независимого государства, не соответствуют форме, признаваемой на территории Российской Федерации. В силу части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при оформлении документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации оформляются на государственном языке Российской Федерации. На основании пункта 6 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225, трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может наряду с государственным языком Российской Федерации вестись и на государственном языке этой республики. Из вышеизложенного следует, что использование на территории России трудовых книжек на иностранном языке противоречит Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на в частности на иностранных граждан, признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.
Документом, удостоверяющим личность беженца, является свидетельство о признании беженцем (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (п. 3 ст. 12 Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Положение о Федеральной налоговой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Согласно п. 1 Положения Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (далее - Положение) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
На основании п. 5 Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В соответствии с п. 7.22 Положения Федеральная миграционная служба оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.