Ответственность за несвоевременное представление сведений о принятом бюджетном обязательстве
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2015 г.
Необходимо отметить, что бюджетные и автономные учреждения исходя из норм п. 1 ст. 152 БК РФ не являются участниками бюджетного процесса. Согласно положениям ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе касающиеся бюджетных нарушений.
Вместе с тем ч. 2 ст. 306.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, положения иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Значит, в отдельных случаях бюджетные и автономные учреждения будут нести ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.
Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
В силу ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства РФ об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектом учета) регламентируется Инструкцией N 157н*(1) и Порядком N 98н.
В соответствии с названной инструкцией в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. При этом в бухгалтерском учете, который осуществляется учреждением как субъектом учета, подлежат отражению в том числе сведения об обязательствах, операциях, их изменяющих, формируемые субъектом учета на основе первичных учетных документов на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики).
В силу п. 4 Инструкции N 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами. Значит, названная инструкция не регулирует вопросы составления и представления сведений о принятом бюджетном обязательстве.
Пунктом 2.1 Порядка N 98н установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702). Согласно данной норме сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.
- Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства. Кроме того, ответственность за нарушение сроков представления указанных сведений Порядком N 98н не предусмотрена.
В контексте ст. 15.15.7 КоАП РФ административная ответственность применяется в отношении должностных лиц казенных учреждений, допустивших противоправные действия (бездействие) по составлению, ведению и утверждению бюджетных смет или учету бюджетных обязательств.
Действия должностных лиц казенного учреждения по составлению и представлению в территориальный орган Федерального казначейства сведений о принятом бюджетном обязательстве согласно порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленному Порядком N 98н, не относятся к действиям по учету бюджетного обязательства казенным учреждением.
С учетом изложенного нарушение положений, предусмотренных Порядком N 98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета - федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение определенного п. 2.1 Порядка N 98н срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ. Необходимо отметить, что по данному вопросу есть и противоположная позиция. Так, в Постановлении Смоленского областного суда от 09.04.2015 N 4-"а"-92/2015 указано, что представление в Федеральное казначейство сведений об обязательстве по форме КФД 0531702 с превышением установленного срока является нарушением порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ. Хотя тут стоит уточнить, что при рассмотрении дела суд пришел к выводу, что нарушение срока (на 21 день) является малозначительным.
Вместе с тем в ст. 219 БК РФ говорится, что для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
В связи с вышесказанным несвоевременное представление получателем средств федерального бюджета сведений о принятом бюджетном обязательстве, предусмотренных Порядком N 98н, следует рассматривать в контексте ст. 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность в отношении должностных лиц казенных учреждений (получателей средств федерального бюджета), допустивших несвоевременное представление сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно данной статье непредставление, либо представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
* * *
В заключение отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, выразившихся в несвоевременном представлении сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении получателей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отнесено к компетенции Росфиннадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
От имени Росфиннадзора рассматривать указанные дела и привлекать за них к ответственности вправе (ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ):
- руководитель Росфиннадзора и его заместители;
- руководители структурных подразделений Росфиннадзора и их заместители;
- руководители территориальных управлений Росфиннадзора и их заместители.
От имени органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривать указанные дела и привлекать за них к ответственности вправе руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"