Об изменениях в Инструкции N 157н
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2015 г.
Минфин подготовил поправки (Приказ N 124н*(1)) в Инструкцию N 157н*(2). Следует отметить, что применение Приказа N 124н будет необходимым при формировании показателей объектов учета в 2015 году (за исключением отдельных положений). При этом переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом вносимых изменений в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета, но не позднее 01.10.2015.
Общие положения
Приказ N 124н расширяет сферу применения Инструкции N 157н, и теперь она будет распространяться:
- на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности РФ) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;
- на государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.
В силу п. 13 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (далее - рублевый эквивалент).
Приказом N 124н внесены уточнения в п. 13 Инструкции N 157н, согласно которым объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.
Необходимо отметить, что особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации, будут устанавливаться главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.
В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(3) и п. 7 Инструкции N 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти. Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции N 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Приказом N 124н уточнено, что документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода данных документов на русский язык необходимо установить в учетной политике бюджетного учреждения. Отметим, что указанные изменения будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.
Также следует обратить внимание, что Приказом N 124н переименован счет 201 06 000 "Аккредитивы": теперь он будет называться "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Структура счета бухгалтерского учета
Согласно новой редакции п. 21 Инструкции N 157н Единый план счетов будет содержать пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.
На основе Единого плана счетов и положений упомянутой инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются:
- казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами - План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению;
- органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - План счетов казначейского учета и Инструкция по его применению;
- бюджетными и автономными учреждениями - План счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений и соответствующие инструкции по их применению.
На основе соответствующего плана счетов и инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (далее - рабочий план счетов).
Номер счета плана счетов (рабочего плана счетов), как и ранее, будет состоять из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:
1) в 1-17-м разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий. В указанных разрядах номера счета рабочего плана счетов бюджетного учета будут отражаться:
- учреждениями - с 4-го по 20-й разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
- финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - с 1-го по 17-й разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета;
2) в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности). В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
а) для государственных (муниципальных) учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3- средства во временном распоряжении;
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию;
б) для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, - 8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
в) в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), - 8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
г) в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете, - 9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах;
3) в 19-21-м разрядах - код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета. Напомним, что в настоящее время данный код отражается в 19-23-м разрядах счета рабочего плана счетов;
4) в 22-23-м разрядах - код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
5) в 24-26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. В 24-26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов будут отражаться:
- казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, - коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- автономными учреждениями - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности;
- финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - с 18-го по 20-й разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета.
Разряды 18-26 номера счета плана счетов (рабочего плана счетов) образуют код счета бухгалтерского учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.
Обратите внимание! Указанные изменения будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.
Также следует отметить, что начиная с 01.01.2017 номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й будет включать в себя коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Единица учета основных средств
В силу п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств считается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, - каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Приказом N 124н уточняется, что входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, в частности, следующие коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации:
- система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
- внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
- внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
- внутренние телефонные и сигнализационные сети;
- вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
- подъемники и лифты.
При этом к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т.д.), например, средства измерения, управления, средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации, средства вычислительной техники и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
Санкционирование расходов
Приказом N 124н вводится новое понятие - принимаемые обязательства, под которыми понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств устанавливаются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Объекты учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:
- 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
- 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
- 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
- 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
- 90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".
Согласно вносимым изменениям группировка принятых учреждением обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета, и соответствующих аналитических кодов вида синтетического счета:
- 1 "Принятые обязательства". Напомним, что в настоящее время данный код называется "Принятые (принимаемые) обязательства". Следует отметить, что такое наименование он уже носил до внесенных Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н изменений;
- 2 "Принятые денежные обязательства". В настоящее время обозначенный код называется "Принятые (принимаемые) денежные обязательства". Указанное наименование данный код уже носил до внесенных Приказом Минфина РФ N 89н поправок;
- 7 "Принимаемые обязательства";
- 9 "Отложенные обязательства".
Забалансовый учет
Приказом N 124н уточнено, что счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения. Также говорится, что указанная задолженность учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в названный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом.
Кроме того, внесено уточнение, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
Отмечается, что счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" открывается к счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
Согласно новой редакции п. 367 Инструкции N 157н счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" открывается к счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.
Небольшие изменения коснулись счета 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет". В частности, уточнено, что аналитический учет по счету ведется с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнений в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики. В настоящее время аналитический учет по счету ведется в ведомости учета невыясненных поступлений с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнений.
Еще одно новшество затрагивает счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Согласно вносимым поправкам названный счет будет также предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества.
Приказом N 124н введен новый забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости", который будет использоваться для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом). К забалансовому учету акции принимаются на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости. Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"