Изменения в бюджетной отчетности
Т. Обухова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2015 г.
Приказом Минфина РФ от 17.08.2015 N 127н внесены изменения в Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению". Следом был разработан и утвержден Приказ N 135н*(1), вносящий поправки в Инструкцию N 191н*(2). Положения Приказа N 135н применяются при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности, составляемой на 1 октября 2015 года. О том, какие изменения произошли в Инструкции N 191н, поговорим в этой статье.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах
В составе баланса (ф. 0503130) на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, казенными учреждениями составляется и представляется справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее - справка). Правила ее заполнения установлены п. 20-22 Инструкции N 191н. Приказ N 135н вносит коррективы в п. 20 названной инструкции путем включения в форму справки дополнительных строк, на которых отражаются:
- сведения о непроизведенных активах, переданных в доверительное управление (строка 248), в безвозмездное (строка 258) и возмездное пользование (строка 268);
- информация о финансовых активах, переданных в доверительное управление (строка 248).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Приказом N 135н в п. 167 Инструкции N 191н внесены изменения, касающиеся заполнения раздела 2 таблицы (ф. 0503169), в случае если контрагент, в расчетах с которым учреждение имеет задолженность (дебиторскую, кредиторскую), является нерезидентом.
Напомним, что в упомянутом разделе раскрывается аналитическая информация о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения. При этом в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым отражены остатки в графе 5 раздела 1. В графе 2 прописываются суммы просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения.
В графах 3, 4 отражаются (в формате "ММ.ГГГГ") соответственно дата возникновения просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения и дата исполнения по правовому основанию (договору, счету, нормативно-правовому акту, исполнительному документу и т.п.). В графах 5, 6 указываются ИНН кредитора (дебитора) и наименование кредитора (дебитора) соответственно. Показатели расчетов по задолженности с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями подлежат обобщению. В графе 5 прописывается значение "0000000000". В случае если контрагент является нерезидентом, в графе 5 ставится "1111111111".
Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296)
Приказом N 135н пояснительная записка (ф. 0503160) дополнена таблицей, отражающей обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета. Правила заполнения такой таблицы приведены в п. 174 Инструкции N 191н.
Таблица оформляется:
получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета;
главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств - на основании приложений, составленных и представленных распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов.
Таблица включается в состав квартальной и годовой отчетности. Ниже приведем порядок заполнения этой формы.
Графа | Отражаемые данные |
3 | Сумма, подлежащая взысканию по не исполненным на начало текущего года денежным обязательствам по исполнительным документам, отраженным на соответствующих счетах бюджетного учета |
4 | Сумма денежных обязательств по исполнительным документам, поступившим с начала текущего финансового года |
5 | Сумма денежных обязательств по исполнительным документам с начала текущего финансового года, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе связанное с отзывом указанных документов, пересмотром решений судов, в иных аналогичных ситуациях и т.п. |
6 | Сумма исполненных денежных обязательств по исполнительным документам |
7 | Сумма переоценки денежных обязательств по исполнительным документам, подлежащих к взысканию |
8 | Сумма денежных обязательств по исполнительным документам, не исполненным на отчетную дату |
По строке 010 таблицы отражаются данные об исполнении решений судов судебной системы РФ. Данные об исполнении решений по исполнительным листам прописываются по строке 011.
Дополнительно к таблице (ф. 0503296) составляется справочная таблица, в которую вносится информация о не исполненных на отчетную дату денежных обязательствах по исполнительным документам отраженных в графе 8 сведений (ф. 0503296). В справочной таблице указываются:
- в графе 1 - коды КОСГУ;
- в графе 2 - общее количество не исполненных учреждением документов;
- в графе 3 - общая сумма по неисполненным документам.
При этом данные графы 3 справочной таблицы должны соответствовать информации из графы 8 сведений (ф. 0503296).
Также в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) раскрывается информация о задолженности по исполнительным документам и правовом основании ее возникновения.
Напомним, что в силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. Учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, отраженных в исполнительном документе, с учетом норм Бюджетного кодекса (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится с опорой на БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и срокам представления этих документов.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами в орган Федерального казначейства (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) по месту открытия должнику как получателю средств бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов бюджета (п. 1 ст. 242.3, п. 1 ст. 242.4, п. 1 ст. 242.5 БК РФ).
Орган Федерального казначейства (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) после получения исполнительного документа направляет казенному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копий судебного акта и заявления взыскателя. Учреждение, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению указанного документа, и платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (п. 2, 3 ст. 242.3, п. 2 ст. 242.4, п. 2 ст. 242.5 БК РФ).
В случае неисполнения казенным учреждением переданного ему исполнительного документа орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пример
Казенное учреждение ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств своевременно не исполнило свои обязательства по контракту и не перечислило поставщику 500 000 руб. Последний обратился в суд, после чего по решению суда с учреждения взыскиваются сумма кредиторской задолженности и возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины - 10 000 руб. Исполнительный лист поступил в учреждение в сентябре 2015 года. Период возникновения кредиторской задолженности - ноябрь 2014 года. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до учреждения, не позволят погасить задолженность.
При составлении отчетности за девять месяцев 2015 года учреждение в справке отражает информацию о поступлении в учреждение судебного решения и о его неисполнении. Справка будет заполнена так:
Наименование показателя | Код строки | Поступило денежных обязательств с начала года | Не исполнено денежных обязательств на конец отчетного периода |
1 | 2 | 4 | 8 |
Судебных решений судов судебной системы Российской Федерации | 010 | 500 000 | 500 000 |
из них: | |||
по исполнительным документам | 011 | 500 000 | 500 000 |
Справочная информация по неисполненным исполнительным документам
Код по КОСГУ | Всего | |
количество | сумма | |
1 | 2 | 3 |
хххххххх | ||
Итого | 1 | 500 000 |
* * *
В завершение кратко сформулируем суть вносимых Приказом N 135н в Инструкцию N 191н изменений:
- пояснительная записка (ф. 0503160) дополнена новой таблицей - "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296)" (периодичность составления и представления таблицы - квартальная и годовая);
- форма справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, представляемой в составе баланса (ф. 0503130), дополнена строками 248, 249, 258, 268;
- внесена уточняющая правка в порядок заполнения таблицы пояснительной записки (ф. 0503160) "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)".
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 26.08.2015 N 135н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н".
*(2) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"