Инспектор направил распоряжение и запрос, который необходимым для него документов, чтобы провести документарную проверку по соблюдению законодательства о труде. Поводом для проверки поступила жалоба работника, который пишет, что ему недоплачивают заработную плату. В то же время работник подал в суд исковое заявление, о недоплате заработной платы. Можем ли мы не предоставлять в трудовую инспекцию запрашиваемые документы, мотивируя тем, что большая часть запрашиваемых документов уже находится в суде и идет судебное разбирательство? С суда можем предоставить копии писем, где суд у нас запросил список документов.
Нет, Вы не имеете право отказать государственной инспекции труда в предоставлении документов, запрашиваемых ей в соответствии с мотивированном запросом в рамках документарной проверки. Государственная инспекция труда не имеет право требовать от Вас сведения и документы, которые могут быть ею получены от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля.
В случае непредоставления работодателем данных документов государственной инспекции труда в срок виновные должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности и в отношении организации может быть проведена выездная проверка.
Однако обращаем Ваше внимание, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда.
Поэтому рекомендуем уведомить инспектора в письменной форме о находящемся на рассмотрении суда искового заявления работника.
Правовое обоснование:
В силу п. 50 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н, (далее - Регламент) в случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда уведомляет проверяемое лицо о начале проверки и направляет ему копию распоряжения на проведение проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов проводимого государственного надзора.
Не допускается требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При проведении документарных проверок запрещается требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены территориальным органом Роструда от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля (п. 51 Регламента).
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя).
Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого лица в соответствии с нормами статьи 19.7 КоАП и внесения руководителю территориального органа Роструда предложения о прекращении документарной проверки и проведении выездной проверки (п. 52 Регламента).
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.