Организация приобрела 10 скамеек с антивандальным устройством, предполагающим их жесткое крепление на асфальте. Указанные скамейки имели прозрачную спинку и содержали полость для размещения информации на бумажном носителе формата А2. Скамейки были установлены перед зданием, принадлежащим организации, а в полостях были размещены материалы, содержащие наименование организации. Администрация муниципального образования потребовала демонтировать указанные скамейки, мотивировав это тем, что они являются рекламными конструкциями и на их установку не было получено разрешения. Правомерно ли требование администрации?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, сентябрь 2015 г.
Требование администрации правомерно. Размещение информации на скамейках судебная практика квалифицирует как рекламу, что влечет применение соответствующих требований рекламного законодательства, в частности необходимость получения разрешения.
Обоснование. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ указывает, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Пункт 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ гласит, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Пункт 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ закрепляет, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 ст. 19 Закона N 38-ФЗ законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В судебной практике выработана позиция, согласно которой размещение информации на скамейках является рекламой.
Так, в определении Пермского краевого суда от 24.07.2013 N 33-6202 было указано, что спинки скамеек изготовлены из прозрачного материала, имеющего внутри полость, которая используется для размещения рекламных плакатов, адресованных неопределенному кругу лиц и направленных на привлечение их внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, что соответствует понятию о рекламе. В частности, плакаты содержат информацию о продаже различных товаров (мебели, окон и т.п.), о предоставлении услуг коммерческого характера с указанием цен, адресов продавцов (исполнителей) и их телефонов.
В решении Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2014 по делу N А60-11011/2014 было отмечено, что элемент внешнего благоустройства стабильного территориального размещения (скамья) является конструкцией для распространения наружной рекламы.
Таким образом, исходя из условий вопроса, требование администрации правомерно.
1 сентября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).