Вправе ли налоговики в рамках камеральной проверки декларации по НДС на основании ст. 93.1 НК РФ делать запросы по цепочке контрагентов, если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика?
К.Э. Курбановская,
эксперт журнала
"ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.
В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Причем налоговое законодательство не содержит ответа на вопрос, распространяется данное право контролеров лишь на непосредственных контрагентов или же действует также применительно к контрагентам второго, третьего и последующих звеньев.
Налоговый орган вправе требовать представления документов, даже если они не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией (позиция 1). Некоторые суды приходят к выводу о том, что если у компании истребована информация, которая не имеет отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, а касается лишь взаимоотношений с ее контрагентом, то требование о представлении информации признается недействительным как выставленное с нарушением ст. 93.1 НК РФ (позиция 2).
Позиция 1. Согласно официальной точке зрения условиями реализации права налогового органа на истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (конкретной сделки) (Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).
Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы. Верховный суд в Определении от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282 по делу N А40-172004/2013 указал: налоговым органом соблюдены требования ст. 93.1 НК РФ, поскольку документы истребовались в рамках камеральной проверки декларации по НДС, а из информации, отраженной в требовании, прослеживается цепочка взаимодействия контрагентов с проверяемым налогоплательщиком. Он также отметил, что положения ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения или запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Соответственно, при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информации относительно конкретной сделки налоговый орган, проводящий проверку, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися его деятельности (Постановление ФАС ДВО от 15.12.2011 N Ф03-6104/2011 по делу N А51-7061/2011 (Определением ВАС РФ от 01.03.2012 N ВАС-1155/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).
Позиция 2. Если истребуемые у организации документы не имеют отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то у контролеров нет оснований для направления требования о представлении документов данной организации.
По мнению ряда судебных органов, последняя вправе не исполнять требование о представлении документов, направленное в рамках налоговой проверки, если документы истребуются об иных лицах, в отношении которых налоговая проверка не проводится (постановления ФАС ВВО от 10.06.2013 по делу N А43-18174/2012 (Определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-14062/13 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС ПО от 02.08.2011 по делу N А65-18729/2010).
1 сентября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"