На старой работе мне сделали трудовую книжку, когда я был студентом и устроился работать стажером. После получения диплома и перехода на новую должность, содержимое граф "Образование" и "Должность" зачеркнули и дописали высшее образование и новую должность. Также на левом листе первого разворота сделали отметку о получении диплома. При устройстве на новую работу мне сообщили, что, возможно, придется сменить такую трудовую книжку. Какие последствия могут быть, если я оставлю старую трудовую книжку?
Законодательством не предусмотрена замена трудовых книжек, работодатель может выдать дубликат в установленных законодательством случаях:
- при утрате трудовой книжки;
- если трудовая книжка пришла в негодность (испачкана, порвана, обгорела и т.п.);
- если запись об увольнении или переводе на другую работу впоследствии признана недействительной.
Изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.
Если работодатель на первой странице Вашей трудовой книжки зачеркнул записи в графах "Образование" и "Профессия, специальность" и вписал новые сведения, такой порядок заполнения не соответствует Инструкции по заполнению трудовых книжек, но и не влечет недействительность трудовой книжки.
Для выдачи дубликата трудовой книжки в Вашем случае оснований нет. Незачеркнутые записи будут действительны. Ваш работодатель должен вести далее имеющуюся трудовую книжку.
Правовое обоснование:
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ).
Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 утверждена Инструкция по заполнению трудовых книжек.
Согласно п. 2.4 Инструкции изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей.
Пунктом 1.2 Инструкции предусмотрено, что в разделах "Сведения о работе" и "Сведения о награждении" трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей не допускается.
Согласно п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, (далее - Правила) в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
На основании п. 33 Правил при наличии в трудовой книжке записи об увольнении или переводе на другую работу, признанной недействительной, работнику по его письменному заявлению выдается по последнему месту работы дубликат трудовой книжки, в который переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, за исключением записи, признанной недействительной.
Трудовая книжка оформляется в установленном порядке и возвращается ее владельцу.
В таком же порядке выдается дубликат трудовой книжки, если трудовая книжка (вкладыш) пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана и т.п.).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.