Контроль качества внутреннего аудита в Республике Узбекистан
К.Б. Ахмеджанов,
канд. экон. наук,
доцент Ташкентского государственного экономического университета
Журнал "Аудитор", N 9, сентябрь 2015 г.
Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации - общему собранию участников хозяйствующего субъекта, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу. Цель внутреннего аудита - оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.
В рамках внутреннего аудита можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, аудит видов деятельности, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит на соответствие (каким-либо конкретным требованиям (предписаниям) и общей целесообразности) [1].
Функциональный аудит систем управления проводится в целях оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему относятся, например, аудиторские проверки тех или иных операций, осуществляемых подразделением либо должностным лицом. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии [2].
Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности, рациональности.
Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.
Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль деятельности организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудита систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией [3].
Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:
1) установленных внешними уполномоченными органами законов, подзаконных актов, стандартов, правил, методик;
2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.
Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности).
Закон об авторской деятельности был принят в Республике Узбекистан еще в 1992 г. В настоящее время действует его новая редакция от 09.09.2009. Начиная с 1997 г. в Республике Узбекистан разрабатывают и утверждают национальные стандарты аудиторской деятельности. Самым важным нововведением, на наш взгляд, стало вступление в силу с 1 января 2000 г. Национального стандарта аудита (НСА) N 5 - "Контроль качества работы аудитора", разработанного на основе международного стандарта-аналога МСА N 220 "Контроль качества работы в аудите". На рис. 1 представлено количество аудиторских лицензированных организаций в Республике Узбекистан, общее по регионам страны.
Российский ученый В.Д. Андреев определяет качество аудита следующим образом: "Качество аудиторских услуг и качество аудиторского заключения является прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудиторов. Качество в аудите определяется рейтингом аудиторской организации, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности, продолжительность работы компании на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов, размер компании" [4].
По нашему мнению, качество внутреннего аудита - это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов по аудиторской деятельности, получение наивысшей оценки со стороны акционеров компании и в последующем внешних аудиторов об организации системы внутреннего контроля в компании.
Контроль качества аудита подразделяется на внутренний и внешний (рис. 2). Внешний контроль качества осуществляется со стороны:
- лицензирующего органа в лице Министерства финансов Республики Узбекистан;
- общественных объединений аудиторов и аудиторских организаций;
- международных сетей аудиторских организаций (для членов сетей).
/----------------------------\
|
/--------------------\ /---------------\ /--------------------------\
|- Контроль основного| | 2 | |- Внешний контроль: |
|аудитора за работой | /----------------------\ |- со стороны |
|своих ассистентов; | |- Контроль аудиторской| |лицензированного гос. |
| | |организации за работой| |органа; |
| | |аудиторов; | |- со стороны |
| | | | |профессиональных |
| /----------------\ | | | |общественных объединений |
| | | | | | |аудиторов/---------------\|
\-| 1 |-/ \----------------------/ \---------| 3 |/
\----------------/ \---------------/
\------------------------/
Внутренний контроль |
Рис. 2. Компоненты системы контроля качества
Согласно НСА N 4 "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, определяющие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности проведения аудиторской проверки и ее соответствия требованиям Национальных стандартов аудиторской деятельности Республики Узбекистан. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) соблюдать требования национальных стандартов аудиторской деятельности;
б) уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой помощников аудитора;
в) повысить качество аудиторской работы, снизить аудиторский риск.
Принципы внутреннего контроля качества аудита и конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны:
- определяться внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации;
- в обязательном порядке доводиться до сведения работников аудиторской организации таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;
- в обязательном порядке исполняться всеми аудиторскими организациями.
Для проведения качественного аудита необходим квалифицированный персонал, что нашло свое отражение в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 04.04.2007 N ПП-615 [5].
Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита. Ответственность за подробную проверку работы аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. Представитель руководства аудиторской организации должен контролировать работу на каждой стадии аудита с целью надлежащего планирования и выполнения аудита и своевременного разрешения существенных вопросов, возникающих в ходе аудита.
Таким образом, контроль качества аудита в отношении внутренних стандартов аудиторской организации должен включать проверку наличия внутренних стандартов в аудиторской организации, а также проверку их соответствия требованиям законодательства.
Как в международных, так и в национальных стандартах установлено, что для качественного выполнения отдельного аудиторского задания аудиторская организация должна разработать и реализовать конкретные процедуры, руководствуясь следующими принципами обеспечения внутреннего качества работы в ходе аудита: руководство аудиторской проверкой, осуществление надзора в ходе ее проведения, а также проверка работы по проведению аудита.
В международной практике существует множество методик по проверке функционирования и оценке качества внутреннего контроля в аудиторских организациях. Каждая организация может выбрать методику, наиболее подходящую для нее, а может разработать собственную методику.
Аудиторской организации следует разработать документально формализованную систему внутреннего контроля качества, содержащую принципы и процедуры контроля качества, а также требования к документированию всех процессов, предоставляющих доказательства функционирования системы внутреннего контроля качества. Рассмотрим две методики контроля качества, которые наиболее часто встречаются как в научной литературе, так и на практике.
Первая методика - "Методика проверки организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита", описанная С.М. Бычковой и Е.Ю. Итыгиловой [6].
В типовой программе проверки соответствия требованиям и условиям стандартов, а также проверки качества работы аудиторских организаций, предложенной С.М. Бычковой, предусмотрен раздел, представленный в виде анкеты, используемой в виде опросного листа, для проверки внутрифирменного контроля качества. Анкета содержит вопросы, которые сводятся к формальному перечислению требований к внутреннему контролю качества аудиторской работы. В данном случае от контролера требуется лишь описать, применяется ли каждое требование и дать необходимые комментарии. Как видно, данная методика не отличается системным подходом к оценке внутреннего контроля качества.
Общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан предложена общая программа контроля качества работы аудиторской организаций - члена этих организаций. В отношении проверки системы внутреннего контроля качества аудита программой предусмотрены следующие направления проверки, представленные на рис. 3.
/--------------------\ /----------------------\ /-------------------------\
| независимость | | принятие и | | прием на работу |
| |--|обслуживание клиентов |--| |
\--------------------/ \----------------------/ \-------------------------/
/-----------------------------------------------------/
/--------------------\ /----------------------\ /-------------------------\
| профессиональное | |распределение заданий | | профессиональная |
| образование |--| среди сотрудников |--| документация |
| (обучение) | | | | |
\--------------------/ \----------------------/ \-------------------------/
/-----------------------------------------------------/
/--------------------\ /----------------------\ /-------------------------\
| | | контроль качества | | последующий контроль |
| консультация |--| работы аудиторской |--| качества работы |
| | |организации и процесс | | аудиторской организации |
| | | аудита | | |
\--------------------/ \----------------------/ \-------------------------/
Рис. 3. Направления проверки качества внутреннего аудита
Приведенные направления проверок также не в полной мере соответствуют действующим аудиторским стандартам в Республике Узбекистан и соответственно на их основе невозможно объективно и системно оценить, как осуществляется внутренний контроль качества аудита в аудиторской организации.
Из изложенного следует, что в настоящее время в Республике Узбекистан отсутствуют надлежащим образом разработанные как на законодательном уровне, так и на уровне профессиональных аудиторских объединений методики проверки системы внутреннего контроля качества аудита, которые соответствовали бы требованиям нормативных актов, учитывали бы международные подходы к качеству услуг и включали критерии систематизированной оценки общего качества аудиторской работы [7].
Для целей внешнего контроля качества аудита в отношении системы внутреннего контроля можно выделить два основных направления проверки качества работы аудиторской организации.
1. Проверка организации системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проведения проверки по данному направлению - установить, организована ли система внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации и соблюдены ли требования к организации этой системы. Проверка направлена на соблюдение требований Закона об аудиторской деятельности, Национальных стандартов аудиторской деятельности (а именно НСА N 5 "Контроль качества работы аудитора").
Для проверки по данному направлению предлагается использовать разработанный автором "Контрольный лист по проверке требований, предъявляемых к организации системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации".
2. Проверка эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита. Цель проверки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита - установить, реализуются ли политика и конкретные процедуры по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом по каждому из элементов такой системы.
Данное направление предполагает проверку соблюдения требований, установленных в приложении к национальному стандарту аудиторской деятельности N 5 "Контроль качества работы аудитора".
Вторая методика - методика ежедневных отчетов, предполагающая анализ ежедневных задач менеджеров среднего звена. В данном случае аудитор ежедневно составляет отчет о проделанной работе с указанием трудозатрат и области деятельности, а также достигнутого результата. Кроме того, в данном отчете приводится план работы на следующий день. Для удобства организация может разработать ряд типовых видов работ для того, чтобы аудитор, заполняя отчет, пользовался унифицированным перечнем. Это позволит уменьшить время на обработку таких отчетов.
В таблице на стр. 33 представлен один из возможных вариантов ежедневного отчета аудитора о текущей работе.
Таблица
Отчет от 21 мая 2015 г. о текущей работе сотрудника службы внутреннего аудита Кадырова З.Т.*
По итогам аудиторской проверки на основании всех ежедневных отчетов формируется ежемесячный отчет как по каждому аудитору, так и по всей аудиторской проверке.
Данный подход оправдан в малых аудиторских организациях с небольшим штатом аудиторов, где контроль выполнения поставленных задач осуществляется непосредственно руководителем аудиторской организации.
Окончательная доработка подобного отчета обеспечит не только качественное планирование работ в небольших аудиторских организациях, но и поможет выявить текущие проблемы в осуществлении той или иной аудиторской процедуры. Таким образом, будут достигаться:
- дисциплинированность аудиторов в ходе проверки;
- тайм-менеджмент и четкое представление плана работ на следующий рабочий день;
- грамотное формулирование возникающих проблем, а в дальнейшем поиск решения этих проблем в рамках не только отдельного аудитора, но и всей организации в целом.
Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работ. Краеугольным камнем контроля качества аудита является профессионализм самих аудиторов, поэтому способы обеспечения внутреннего контроля необходимо рассматривать, в том числе, с позиций контроля деятельности аудиторов в компании.
Рассмотренные методики внутреннего контроля качества аудита не удовлетворяют современным требованиям, поэтому на данном этапе развития внутрифирменного контроля аудиторской деятельности возникает необходимость либо в симбиозе существующих методик, либо в создании новой методики.
Список литературы
1. Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит. М.: КноРус, 2010. С. 87.
2. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. С. 75.
3. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Аудит. М.: КноРус, 2010. С. 87.
4. Андреев В.Д. Практикум по аудиту. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2010.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.04.2007 N ПП-615 "О дальнейшем совершенствовании деятельности аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг".
6. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Понятие "качество" в аудите и бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2011.
7. Местецкая Е.В. Методики осуществления внутреннего контроля качества в аудиторской организации // Молодой ученый. 2012. N 6. С. 191-195.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015