Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации в реалиях нашего времени
Н.И. Военкова (Вологжанина),
магистр экономики, ФГБОУ ВПО
"Государственный университет управления" (ГУУ),
ведущий экономист,
АО "Концерн "Моринформсистема-Агат"
Журнал "Аудитор", N 9, сентябрь 2015 г.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - наиболее значимая часть экономико-политического сектора любого государства, так как он обеспечивает его безопасность. Актуальность ОПК возрастает в периоды кризисов, таких как кризис середины 80-х гг., распад СССР, кризис 1998 г., экономический кризис 2008 г., "мировой финансовый кризис", экономический кризис 2014 г., связанный с "украинским конфликтом".
Государственное финансирование ОПК не будет сокращаться из-за внутренних и внешних факторов, таких как падение курса рубля и ухудшение экономической ситуации, информирует в своих докладах Министерство обороны РФ. Объем Гособоронзаказа год от года неуклонно растет. В 2015 г. этот показатель вырос примерно на 20% по сравнению с объемом 2014 г., в 2017 г. планируется увеличение на 40%. Происходит постепенный процесс реструктуризации ОПК, что повысит его конкурентоспособность и объемы производства [1].
Развитие конфликта на Украине, введение санкций в отношении Российской Федерации негативно отразилось на развитии ОПК. Разрыв сотрудничества с Украиной и рядом Европейских стран безусловно будет иметь негативные последствия, хотя программа по перевооружению армии на 2011-2020 гг. и модернизация оборонно-промышленного комплекса будут реализовываться по плану [2].
Разрыв отношений с Западом планируется компенсировать партнерством со странами, входящими в ОДКБ (Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Арменией). Однако производственно-технические возможности этих стран не позволят осуществлять полноценное замещение, так как в большинстве случаев предприятия ОПК этих стран находятся в упадке, а их модернизация требует значительных финансовых вложений.
В ОПК России наметился целый ряд негативных тенденций: устаревание оборудования (высокий износ оборудования, низкая загрузка оборудования), нехватка узкоспециализированных кадров, несвоевременность заключения контрактов по Гособоронзаказу (ГОЗ), проблемы качества выпускаемой продукции (отсутствие сертификации по международным стандартам, не соответствие современным требованиям), проблемы ценообразования и др.
Невысокие показатели эффективности в ОПК связаны с особенностями регулирования отрасли: ограничение рентабельности по выполняемым в рамках ГОЗ работам; необходимость привлечения внебюджетных средств и инвестиций в НИОКР в условиях низкой рентабельности и др.
Низкая гибкость в реагировании на изменение спроса, высокий уровень постоянных издержек, низкий уровень отпускных цен - все говорит не в пользу отечественного производителя.
Прошедшие годы, характеризовавшиеся отсутствием государственного оборонного заказа или заказом небольших объемов изделий, привели к утрате предприятиями-поставщиками многих производственных и конструкторских компетенций, роспуску квалифицированных кадров, низкому уровню обновления производственно-технологической базы. Данные проблемы в настоящее время приводят к низкому качеству поставляемых компонентов, срыву сроков поставок [3].
Следует отметить также зависимость от иностранных комплектующих. Отечественная промышленность проигрывает иностранным конкурентам как в гражданском секторе, так и в военном.
Технологическое отставание и высокий уровень износа оборудования ведут к снижению качества продукции. При этом по большинству показателей финансово-экономической деятельности ОПК России существенно отстает от иностранных корпораций, обладает меньшей продуктовой и географической диверсификацией. Сдерживающим фактором для проникновения иностранных игроков на российский рынок является как политическая воля руководства страны, так и нежелание западных стран передавать России высокотехнологические разработки военного назначения.
Тем не менее уровень конкуренции на внутреннем рынке будет расти как со стороны российских компаний, в том числе и частных, так и международных игроков. Поэтому повышение эффективности и инвестиции в НИОКР необходимы для усиления позиций на внутреннем и внешнем рынках с целью преодоления таких проблем, как:
- низкая рентабельность государственных оборонных заказов (существующие в настоящий момент механизмы регулирования отрасли, такие как ограничение рентабельности по самостоятельно выполняемым работам в рамках ГОЗ, необходимость вложения собственных средств в отчуждаемые НИР и ОКР приводят к неэффективному расходованию ресурсов предприятий ОПК);
- угрозы секвестирования и сложность достижения целевых значений ГОЗ;
- риск снижения уровня протекционизма в военной отрасли и замещение части продукции ОПК импортной продукцией;
- риски потери ключевых рынков ВТС (риски сокращения объемов поставок на рынки Индии, Китая и Вьетнама в силу геополитической нестабильности в мире);
- падение спроса на военную продукцию ОПК из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры;
- рост конкуренции со стороны зарубежных и отечественных производителей военной техники.
Кадровая проблема в отрасли отягощена следующими факторами: неконкурентная заработная плата; несоответствие между квалификацией по полученному образованию и нуждами заводов; недостаточные меры по удержанию молодых специалистов и другие. В результате теряются накопленные годами компетенции и навыки, которыми обладают квалифицированные сотрудники возрастной группы от 50 лет и выше. В итоге растут затраты времени на освоение оборудования, которое поставляется в рамках федеральных целевых программ, увеличивается отставание в производственно-техническом процессе, возрастают риски срыва ГОЗ.
В интересах повышения обороноспособности и безопасности государства Правительство непрерывно разрабатывает ряд дополнительных мер с целью достижения мировой конкурентоспособности отечественного ОПК, его устойчивости при любой внешнеэкономической ситуации.
К положительным тенденциям в ОПК относятся: сформированная годами производственная база, наличие квалифицированного персонала, научного и технологического задела по многим направлениям, сложившиеся тесные профессиональные связи с основными заказчиками, возможность реализации единой научно-технической и производственной политики, тенденция наращивания присутствия на внутреннем и внешнем рынках, увеличение инвестиций в НИОКР.
Перспективы развития ОПК определяются несколькими факторами:
1. Спрос на продукцию военного и гражданского назначения. Спрос на продукцию военного назначения предъявляется Министерством обороны через ГОЗ, иностранными государствами - по линии военно-технического сотрудничества. Колебания спроса по ГОЗ и ВТС критично отражаются на всех направлениях деятельности ОПК. Спрос на гражданскую продукцию определяется общим состоянием экономики и зависит от общего объема платежеспособного спроса.
2. Механизмы стимулирования эффективности предприятий ОПК. Существующие в настоящий момент механизмы регулирования отрасли приводят к неэффективному расходованию ресурсов и перекосам в системах управления предприятиями ОПК. К таким механизмам можно отнести: ограничение рентабельности по самостоятельно выполняемым работам в рамках ГОЗ, необходимость вложения собственных средств в отчуждаемые НИР и ОКР, целевые показатели, задаваемые разного рода программами развития и др.
Для эффективного управления, оптимального использования и развития научно-технического потенциала ОПК следует сделать акцент на централизацию ряда управленческих функций (управление производством, компетенциями, НИОКР, закупками и др.). Постоянно удерживать достижение поставленных целей наиболее эффективным способом и с учетом возможных рисков, обеспечивать деятельность в соответствии с международными стандартами качества.
Следует развивать перспективные гражданские рынки, отлаживать управление инновационным и проектным развитием, управление цепочками поставок. Необходимо ориентироваться на единую систему финансово-экономического планирования, единую систему ключевых показателей эффективности деятельности на промышленных предприятиях.
На государственном уровне крайне необходимо обеспечение слаженной работы таких ведомств, как Гособоронзаказ, Минфин, Минобороны, Военно-промышленная комиссия.
В заключение отметим, что, несмотря на проблемы нашего времени, темпы промышленного производства ОПК растут. Успешно работают многие холдинговые структуры, такие, например, как "Концерн "Моринсис-Агат", "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "ОБОРОНПРОМ" и другие. В холдинговых структурах продолжается процесс интеграции предприятий, что благоприятно сказывается на развитии отрасли в целом. Конкурентоспособность продукции ОПК год от года имеет положительную тенденцию. Четкое выполнение государственных программ, мониторинг данной отрасли соответствующими службами - все это является основанием для оптимистичных прогнозов на будущее.
Список литературы
1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Режим доступа: http://mill.ru.
2. Государственная программа вооружения на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (ГПВ-2020).
3. Особенности формирования и реализации государственной промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015