Я работаю в управлении автомобильных дорог с 15.06.1990 г. по настоящее время, занимаемая мною позиция - машинист смесителя асфальтобетона передвижного 6 разряда. По достижению 55 лет возникла необходимость для сбора документов в управление Пенсионного фонда России, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии. 20 июня 2014 г. у и.о. инспектора по кадрам была запрошена справка, уточняющая особый характер работ и условий труда, необходимых для льготных пенсий. 01 июля 2014 г. была получена справка, уточняющая особый характер работ и условий труда, необходимых для льготных пенсий. Однако в данной справке от 01 июля 2014 г. зафиксировано, что я работаю на должности машиниста смесителя асфальтобетона передвижного 6 разряда с 14.04.2014 г., так как в 2013 г. прошла аттестация рабочих мест и по итогам этой аттестации с 2014 г. эта должность имеет право на льготное пенсионное обеспечение. При этом в льготный стаж работы в период с 1992 г. по 2011 г. не были включены. В отделе кадров мне ответили, что период работы с 1992 г. по 2011 г. в должности "машиниста смесителя асфальтобетона" не включен в льготный стаж, так как наименование профессии не соответствует Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года N 10. Я считаю, что отдел кадров намеренно допустил ошибку при записи в трудовой книжке, так как не проходил аттестацию рабочих мест до 2013 г. Ведь я работал с 1991 г. на установке ДС-1858 и установка эта не менялась и является передвижной. При этом, занимаемая мною должность и характер работ не менялись, что может подтвердить рабочий коллектив и мастер участка, а также сама запись в трудовой. Лишь в 2011 г. в моей трудовой книжке добавлена запись "машинист смесителя асфальтобетона передвижного 6 разряда" (до этого была просто запись - машинист смесителя асфальтобетона 6 разряда). Считаю, что запись в период 1991-2011 гг. неверна, ведь аттестация рабочих мест в 2013 г. подтвердила, что эта должность имеет право на льготное пенсионное обеспечение. Как так получилось, что работодатель дает справку от 01.07.2014 г., что занимаемая мною должность "машинист смесителя асфальтобетона передвижного 6 разряда" по итогам аттестации с 2013 г. имеет право на льготное пенсионное обеспечение, а до 2013 г. отказывается выдавать справку, ссылаясь на не проведение аттестации. Имею ли я право обратиться в суд или разобраться с этим вопросом в трудовую инспекцию?
Да, имеете. Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Вопросы досрочного выхода на пенсию, а также включения в льготный стаж периода работы с 15.06.1990 г. не относятся к компетенции Роструда. Вы вправе обратиться по данному вопросу в Минтруд РФ.
Правовое обоснование
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 с последующими изменениями и дополнениями, предусмотрена профессия машиниста смесителей асфальтобетона передвижных (раздел XXVII, подраздел 2290000а-14199).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.