Зачем нужны отцы? Дети должны жить с лучшим из родителей, если этот родитель - мама
М. Саблин,
юрист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 3, март 2015 г.
В России, да и во многих странах мира, детей при разводе оставляют традиционно матерям. Так принято. Кроме случаев железобетонной ненормальности матери для целей воспитания детей. Да, закон предусматривает равенство родителей при воспитании детей и устанавливает критерии, по которым суду следует сравнивать родителей (материальное положение, привязанность, проявление заботы, нравственные качества и проч.), но это, пожалуй, один из немногих случаев, когда судебная практика стойко считает одну из сторон заведомо более "равной". Посмотрите судебную практику и поймете: дети должны жить с лучшим из родителей, если этот родитель - мама.
Спорить с этим сложно, но проблема, о которой мы хотим рассказать, возникает в другом аспекте, хотя и напрямую связанном с приоритетом матери. Суды, оставляя детей матерям, все-таки желают соблюсти баланс интересов и устанавливают для отцов график общения с детьми.
Казалось бы - все нормально! Но, как показала практика, такие графики общения зачастую не выполняются как раз матерями, которые не дают детям общаться с отцами под всякими уважительными предлогами ("дети спят", "дети болеют", "дети готовят уроки", "дети не хотят тебя видеть"). И это при том, что ребенок и так проживает с матерью большую часть времени по решению суда.
Проблема усугублена тем, что заставить мать дать ребенка отцу нереально: при желании воспитывающая ребенка женщина может все сделать для того, чтобы ребенок сам не захотел видеть отца, и тут никакие приставы не помогут отцу участвовать в воспитании. Наверное, поэтому единицы отцов доходят до стадии принудительного исполнения графика общения с детьми, определенного судом. Кратко вывод следующий: если мать захочет, то отец со своими детьми общаться не будет. Со стороны эта ситуация вообще кажется абсурдной и нелепой, но это правда жизни: у конфликтующих сторон эмоции порой гораздо сильнее руководят поступками, чем разум.
Поэтому мы задались вопросом: а какие последствия для развития детей вызывает "отсутствие" у них отца? Почему некоторые матери так себя ведут? Ведь вопрос воспитания детей должен решаться с учетом педагогики и специализированных отраслей науки, посвященных детям.
Мы нашли массу авторитетных исследований и интересных выкладок, которые, возможно, поменяют мнение некоторых матерей относительно встреч детей с их отцами. И, возможно, поменяют мнение некоторых отцов, которые по тем или иным причинам не хотят встречаться со своими детьми.
Может быть, приведенные материалы подстегнут и органы опеки, и уполномоченных по правам ребенка, и суды глубже и шире разбираться в вопросе и отойти от негласного принципа "правоты матери в любом случае".
К слову, по свидетельствам очевидцев, специалист одного из органов опеки Москвы после цитирования мнения ученых по вопросам детской педагогики возмущенно заявила: "И вы собираетесь по каким-то книжкам решать вопрос о детях?".
Авторитетные мнения
Начнем с мнения кандидата исторических наук, доктора философских наук, профессора, академика Российской академии образования И.С. Кона. Ученый в статье "Зачем нужны отцы?", опубликованной в "Литературной газете" еще в 1973 году, утверждает, что у детей (и мальчиков, и девочек), растущих без отца, часто понижен уровень притязаний; у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики в неполных семьях с трудом общаются как со сверстниками, так и со старшими, отсутствие мужчины в семье отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении детей - опять же, в особенности у мальчиков; они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения, а потому преувеличивают, гипертрофируют свою маскулинность (грубость, драчливость и т.п.). Эти дети во много раз чаще склонны к девиантному поведению.
Указанное мнение разделяет и А.И. Захаров, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В книге "Происхождение и психотерапия детских неврозов" он указывает следующее:
"...у детей с реактивными состояниями и неврозами свыше 60% неполных семей (Ушаков Г.К., 1966). Значительное число неполных семей обнаружено в детстве у взрослых с невротическим развитием истерического круга на фоне предшествующих депрессивных реакций (Лакосина Н.Д., 1976). У подростков из неполных семей также часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения (Гаврилова Н.В., 1974; Эйдемиллер Э.Г., 1976).
В школьном возрасте нервность в целом также преобладает в неполных семьях. У девочек эти различия достоверны, зато у мальчиков более выражены нарушения поведения, которые являются в немалой степени откликом на отсутствие отца как адекватной модели полоролевой идентификации в семье".
Отметим, что при оставлении детей с матерями, как оказалось, именно мальчики испытывают значительные негативные реакции со стороны матерей.
А.И. Захаров пишет:
"Существенно, что развод отмечается достоверно чаще, если дети походят внешне на отца. У мальчиков это "роковое" обстоятельство выражено в большей степени, чем у девочек. Найденная закономерность означает большую нетерпимость матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих конфликтных отношений в семье. Но и после развода мальчик остается с матерью, которая ревниво относится к его встречам с отцом, испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства".
Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания, по мнению А.И. Захарова, "чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Сыновья здесь становятся нередко своеобразными "козлами отпущения" для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности...
Больше всего неполных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов. Истерический невроз у мальчиков в немалой мере - следствие отсутствия мужского влияния.
В неполных семьях матери чаще, чем в полных, проживают вместе со своими родителями. Их моральная и экономическая поддержка матери при разводе является одним из способствующих ему факторов. Тем более, что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках играть независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца...
При оценке отношений с детьми матери в неполной семье по сравнению с полной определяют отношения с мальчиками как более, а с девочками - как менее конфликтные. Оценка мальчиков и девочек как упрямых преобладает в неполных семьях. Таким образом, мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. У матерей более высокая степень невротизации, и они чаще конфликтны с сыновьями. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве и сын походит на мужа, с которым она длительное время также была в конфликтных отношениях".
Далее А.И. Захаров делает интересное замечание: "К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания".
Аналогичный вывод делает и Д.В. Ильин в книге "Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины": "Большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям препятствуют свиданиям своих детей с отцами".
Но это не единственные проблемы, возникающие в семьях "без отца". Как указано А.И. Захаровым, "при неврозах у детей (325 полных семей) гиперопека со стороны матери встречается достоверно чаще, а опека - достоверно реже, чем в норме (175 семей) при одинаковой выраженности гипоопеки. В свою очередь, гиперопека у бабушки, проживающей в семье детей с неврозами, еще выше, чем у отдельно взятых матерей.
Гиперопека, опека и гипоопека со стороны матери встречаются соответственно в 57,37 и 6% семей, т.е. достоверно преобладающим видом материнской заботы при неврозах у детей будет гиперопека, что относится в первую очередь к мальчикам. Гиперопека выражается стремлением родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием; 2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг; 4) предохранять от опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6) удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам; 7) обязывать поступать определенным способом.
Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна, прежде всего, не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко - невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги, когда постоянное присутствие детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим перманентно присущее матери чувство беспокойства и страх (точнее тревогу) одиночества.
Гиперопека является в таких случаях навязчивой, невротически спроецированной потребностью в психологической защите себя скорее, чем ребенка. Когда мать непрерывно испытывает страх, что с ним может что-то случиться, произойти, и предохраняет от всех, даже кажущихся, опасностей, то это нередко имеет своей подоплекой, как любой страх, инстинкт самосохранения, выраженный в большей степени у "пожилых", более беспокойно и ответственно настроенных родителей".
Очевидно, что гиперопека в воспитании детей не приведет к должной дисциплинированности и самостоятельности ребенка, к его готовности к самостоятельной жизни.
Следует привести и позицию академика, доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации B.C. Мухиной, изложенную в книге "Возрастная психология. Феноменология развития":
"По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, став постарше, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытие чрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец".
Далее В.С. Мухина развивает мысль о проблемах нахождения детей с матерями:
"Дети из неполной семьи, как правило, более ранимы, закомплексованы, чем дети из полной семьи. В неполной семье мать часто невротизирована своим социальным положением разведенной женщины или матери-одиночки. Действительно, трудно сохранять душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа или кто папа. Даже приемлемо уравновешенная женщина, сформировавшая с ребенком хорошие эмоциональные отношения, начинает терять душевное равновесие при лобовых вопросах своего ребенка. Такая мать не может быть уравновешенной: она то ласкает своего малыша, то срывает на нем свою досаду за неустроенную, неблагополучную жизнь. Материнская нестабильность создает у ребенка ощущение (или уверенность) нежелательности его появления на свет.
Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца, и это приносит о невыразимую боль, в воображении можно обрести самого замечательного, самого необыкновенного - великодушного, сильного, мужественного отца. В воображении можно даже спасти отца от смертельной опасности, и тогда он будет не просто любить тебя, но и ценить твою смелость, находчивость и мужество. Отец-друг - мечта не только мальчиков, но и девочек. Воображение дает временную возможность расслабиться, освободиться от напряжения для того, чтобы продолжать жить дальше без отца. Когда притесняют сверстники - бьют, угрожают расправой, унижают морально, в воображении можно создать особый мир, в котором ребенок или разрешает свои проблемы собственным великодушием, разумным поведением, или превращается в агрессивного повелителя, который жестоко мстит своим обидчикам".
Наконец, следует привести и позицию известного психолога Эриха Фромма:
"Мать - это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.
С этой функцией тесно связана та, которая имеет дело с социально-экономическим развитием. Когда частная собственность возникла и когда она могла быть унаследована одним из сыновей, отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, что им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим для того, чтобы стать наследником, сын, который был более всего похож на отца, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: "Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня". В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание - главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.
Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери - обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца - учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее. Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца...
В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости. Недостаток этого развития составляет причину неврозов. Хотя более полное развитие этой мысли выходит за пределы данной книги, все же несколько кратких замечаний могут послужить прояснению этого утверждения.
Одну причину невротического развития можно обнаружить в том, что мальчик имел любящую, но излишне снисходительную или властную мать и слабого и безразличного отца. В этом случае он может остаться зафиксированным на ранней привязанности к матери и развиться в человека, который зависит от матери, чувствует беспомощность, обладает ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонного подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждаться в заботе, и которому недостает отцовских качеств - дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он может стараться найти "мать" в смысле авторитета и власти в ком угодно, как в женщинах, так и в мужчинах...
Что характерно для всех невротических развитий, так это то, что одного начала - или отцовского, или материнского - недостаточно для развития. А в случае более тяжелого невротического развития роли матери и отца смешиваются в отношении человека к своим внешним проявлениям и в отношении человека к этим внутренним ролям. Дальнейшее исследование может показать, что определенные типы неврозов, как, например, маниакальный невроз, развиваются в большей степени на основе односторонней привязанности к отцу, тогда как другие типы, вроде истерии, алкоголизма, неспособности утверждать себя и бороться за жизнь реалистически, а также депрессии, являются результатом центрированности на матери".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц