Очередные изменения, внесенные в Инструкцию N 157н
А. Солнцева,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Очередные поправки в Инструкцию N 157н*(1) внесены Приказом N 124н*(2). Их действие началось 12.09.2015. Внесенные изменения учреждения должны применять при формировании показателей объектов учета в 2015 году, за исключением п. 3.1, 3.2 этих изменений, применяемых при формировании учетной политики начиная с 2016 года и при формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года, и п. 3.3 обозначенных изменений, применяемого с 01.01.2017. При этом переход в 2015 году на применение учетной политики с учетом положений Приказа N 124н в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 01.10.2015. Рассмотрим вносимые поправки.
Изменения в Плане счетов
В Плане счетов произошли незначительные поправки:
- изменилось название счета 201 06 000. Ранее он имел название "Аккредитивы", а теперь называется "Денежные средства учреждений на специальных счетах в кредитной организации";
- введен новый забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости". Он предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом).
К забалансовому учету акции принимаются на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости. Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа.
Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.
Изменения в тексте Инструкции N 157н
Рассмотрим поправки, которые внесены в текст Инструкции N 157н, в зависимости от даты начала их применения.
Изменения, действие которых начинается с 12.09.2015. Такие поправки внесены в следующие пункты Инструкции N 157н:
1. Пункт 45. В нем определено, как нужно принимать к учету инвентарные объекты основных средств: согласно требованиям ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, к группировке объектов основных фондов по подразделам. Здесь же приведены некоторые особенности принятия отдельных инвентарных объектов основных средств.
Ранее перечисленные в Инструкции N 157н особенности дополнены новым абзацем, в соответствии с которым коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и представляют собой единый инвентарный объект.
К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например, оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
2. Пункт 308. В него внесен новый абзац, дополняющий перечень терминов и понятий, используемых в целях учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств), новым понятием - "принимаемые обязательства".
Принимаемые обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
3. Пункт 339. В нем говорилось, как долго следует учитывать задолженность неплатежеспособных дебиторов на одноименном забалансовом счете 04. В ранее действовавшей редакции этого пункта было указано, что на названном счете учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством, актом главного администратора доходов бюджета) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.
После внесения изменений учет указанной задолженности должен осуществляться в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений обозначенных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
4. Пункты 365 и 367. Положениями этих пунктов предусмотрено использование забалансовых счетов 17, 18. Они используются для учета соответственно денежных средств, поступивших на счета учреждения, и денежных средств, выбывших со счетов учреждения.
До внесения поправок было указано, что названные счета открываются к счету 0 201 00 000. После внесения изменений забалансовые счета 17, 18 открываются также к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам".
На указанных забалансовых счетах следует вести аналитический учет:
- поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учет;
- денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.
5. Пункт 385. Его положениями определен порядок применения забалансового счета 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Внесенными изменениями уточнено применение этого счета. Так, с учетом поправок забалансовый счет 27 предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Изменения, применяемые при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года. В новой редакции изложены следующие пункты Инструкции N 157н:
1. Пункт 13. В нем разъясняется, как следует принимать к учету объекты, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует принимать к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.
Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент учреждениями, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории РФ, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.
Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета должны осуществляться на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода указанных документов на русский язык устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики.
2. Пункт 21. В нем приведена новая редакция положений по составу и применению плана счетов.
Указано, что Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.
Для ведения бухгалтерского учета автономные учреждения должны применять План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению*(3).
Наиболее значимые автономные учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджетов, которым переданы полномочия получателя бюджетных средств, должны применять План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению*(4).
На основании соответствующего плана счетов и инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, состоящий из 26 разрядов.
Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:
- в 1-17-м разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
- в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);
- в 19-21-м разрядах - код синтетического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- в 22-23-м разрядах - код аналитического счета плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- в 24-26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Разряды 18-26 номера счета плана счетов (рабочего плана счетов) образуют код счета бухгалтерского учета.
В разрядах 1-17 номера счета рабочего плана счетов бюджетного учета учреждениями отражается разряд (с 4-го по 20-й) кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.
Автономными учреждениями в 24-26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.
В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов государственные (муниципальные) учреждения применяют следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
- 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- 3 - средства во временном распоряжении;
- 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 - субсидии на иные цели;
- 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.
Изменения, применяемые с 01.01.2017. Инструкция N 157н дополнена п. 21.1, согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й будет включать в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(4) Утверждены Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"