Спецоценка условий труда: подводим итоги
И.И. Дубовик,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Уже почти два года прошло с того момента, как введена специальная оценка условий труда. Эксперт журнала предлагает подвести итоги применения данной процедуры по охране труда в АУ, базируясь не только на Законе о специальной оценке условий труда*(1), но и на принятых в его исполнение подзаконных актах. Учтены разъяснения чиновников и арбитражная практика по вопросам проведения специальной оценки.
Обязательна ли для АУ данная процедура?
При ответе на этот вопрос нужно исходить из того, что специальная оценка является одной из мер по обеспечению охраны труда. Статья 212 ТК РФ в действующей редакции обязывает проводить специальную оценку условий труда в соответствии с установленным порядком. Закон о специальной оценке условий труда распространяется на всех работодателей, которые должны проводить данное мероприятие.
Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Кроме того, специальная оценка условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих может регулироваться иными правовыми актами о государственной гражданской и муниципальной службе. Пока таких актов и специальных норм в них по проведению спецоценки рабочих мест служащих не издано.
Об обязательности проведения специальной оценки говорит Определение Приморского краевого суда от 15.07.2015 N 33-5904. В нем судьи признали правомерным требование о проведении специальной оценки условий труда (внимание!) в детском саду. Как следует из материалов дела, в учреждении имеется 12 рабочих мест. Выполнены работы по специальной оценке условий труда рабочих мест в количестве 5 должностей (рабочих мест). Без специальной оценки условий труда остались 7 должностей. Учредитель учреждения - администрация муниципального района - обязан профинансировать проведение специальной оценки в полном объеме - 12 рабочих мест.
Для тех, кто захочет сэкономить на специальной оценке, нелишним будет ознакомиться с Апелляционным определением Тюменского областного суда от 23.03.2015 N 33-1669/2015. В нем сказано, что отсутствие должностей в штатном расписании учреждения при фактическом наличии рабочих мест по этим специальностям и исполнении на данных местах гражданами трудовых обязанностей не может являться обстоятельством, освобождающим учреждение от проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах. Проведение специальной оценки условий труда исключительно в отношении рабочих мест по должностям, указанным в штатном расписании, нормативным регулированием не предусмотрено и является нарушением законодательства.
Когда со специальной оценкой можно повременить?
Возможность поэтапного проведения специальной оценки предусмотрена п. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда, который позволяет отсрочить ее окончание до 31 декабря 2018 года. Поэтапное проведение данной процедуры осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных или опасных производственных факторов (Письмо Минтруда РФ от 08.12.2014 N 15-1/В-1829).
В первоочередном порядке без разделения на этапы должна проводиться спецоценка условий труда в отношении следующих мест: - работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест или специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.
У АУ таких рабочих мест может и не быть, поэтому бухгалтеру нужно знать, что в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливаются количество ее этапов и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В связи с этим указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией, осуществляющей проведение данного мероприятия по охране труда факторов (Письмо Минтруда РФ от 08.12.2014 N 15-1/В-1829).
Однако есть еще одно основание, позволяющее повременить с проведением специальной оценки на рабочих местах, - это проведенная ранее аттестация рабочих мест. Если она состоялась до 2014 года, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда.
Важно! Оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в части тех рабочих мест, которые были аттестованы по ранее действовавшему законодательству (Решение Московского городского суда от 24.06.2015 N 7-6000).
Полный перечень случаев проведения внеплановой оценки условий труда есть в ст. 17 Закона о специальной оценке условий труда. В практике АУ могут иметь место ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с нарушением трудового законодательства, связанного с проведением специальной оценки.
Если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 года - по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться (Письмо Минтруда РФ от 24.04.2015 N 17-3/В-215).
Особенности спецоценки в отдельных ситуациях
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда может проводиться с учетом особенностей (ч. 7 ст. 9 Закона о специальной оценке условий труда). Правительством РФ утвержден перечень таких "особенных" рабочих мест (Постановление от 14.04.2014 N 290). Если исходить из сферы деятельности АУ, то можно выделить рабочие места медицинских работников, обслуживающего спортивные соревнования персонала и представителей культуры. К указанным видам деятельности сложно применить общие правила проведения спецоценки, и поэтому Минтрудом разработаны дополнительные требования.
Так, Приказом Минтруда РФ от 01.06.2015 N 335н утверждены нюансы проведения данного мероприятия на рабочих местах работников, трудовая функция которых - подготовка к спортивным соревнованиям и участие в них. Оценивается такой показатель, как травмоопасность рабочих мест, в части следующих объектов:
1) спортивных сооружений - спортивно-зрелищных (демонстрационных), тренировочных, физкультурно-оздоровительных и других специализированных объектов, на которых непосредственно осуществляется деятельность работников;
2) нестационарного оснащения (специального спортивного оборудования, инвентаря):
- температурного режима (климатических условий) - при условии расположения рабочего места на открытой территории;
- параметров световой среды.
Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие требованиям охраны труда международных спортивных федераций. По результатам оценки рабочих мест условия труда классифицируются следующим образом:
/------------------------------------\
| Травмоопасность |
\------------------------------------/
/------------------------------\ /-----------------------------\
|Допустимый класс | |Опасный класс |
|На рабочем месте не выявлены | |На рабочем месте выявлено |
|нарушения требований охраны | |одно нарушение (или более) |
|труда; условия труда не | |требований охраны труда либо |
|создают травмоопасных факторов| |условия труда создают |
| | |травмоопасные факторы |
\------------------------------/ \-----------------------------/
Еще один документ, регламентирующий проводить оценку травмоопасности работников культуры, - Приказ Минтруда РФ от 14.11.2014 N 882н. Объектами оценки их рабочих мест являются:
- сценические комплексы театров, концертных залов, клубов, арены цирков, репетиционные залы, съемочные павильоны и площадки, телевизионные студии, студии звукозаписи и другие специализированные объекты, на которых непосредственно осуществляется деятельность работников;
- нестационарное оснащение, в том числе специальное оборудование, декорации, реквизит, используемые для осуществления профессиональной деятельности работников.
Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе требованиям по защите от механических воздействий и по защите от воздействия электрического тока. При этом осуществляется проверка на наличие на рабочем месте средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, а также разлетающихся предметов, сигнальной окраски и знаков безопасности.
Остается сказать несколько слов о наиболее объемном документе - Приказе Минтруда РФ от 24.04.2015 N 250н. Им определены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников трех категорий: непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах и поддерживающих микробиологическое состояние среды (в отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционные). Все положения об особенностях "медицинской" спецоценки пересказывать нет смысла.
Как и относительно предыдущих рассмотренных категорий работников, проводится оценка травмоопасности рабочих мест. На них вредными и опасными факторами считаются ионизирующее и неионизирующее излучение, химические и биологические факторы, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. Последний показатель повышается, если медработникам приходится оказывать экстренную медицинскую помощь в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и - при необходимости - принятия решений, от которых зависит его жизнь и здоровье.
Отметим одну важную деталь. Во всех перечисленных подзаконных актах речь шла об оценке травмоопасности рабочих мест. В то же время в базовом законе уделяется внимание все же специальной оценке условиям труда на рабочих местах. Как соотнести один полученный результат с другим, в рассмотренных приказах Минтруда не сказано. Но в них есть одно указание следующего содержания. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочих местах, по результатам оценки травмоопасности которых установлен опасный класс такой опасности, повышается на одну степень. Для того чтобы разобраться с этим, напомним, какие существуют классы условий труда на рабочих местах.
Каковы условия труда на рабочих местах АУ?
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса (п. 1 ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда), которые представлены на схеме (стр. 71).
Условия труда |
/----------------\ /----------------\ /-------------\ /---------------\
|Оптимальные | |Допустимые | |Опасные | |Вредные |
|Условия труда, | |Условия труда, | |Условия | |Условия труда, |
|при которых | |при которых на | |труда, при | |при которых |
|воздействие на | |работника | |которых на | |уровень |
|работника | |воздействуют | |работника | |воздействия |
|вредных и (или) | |вредные или | |воздействуют | |вредных и (или)|
|опасных | |опасные факторы | |вредные или | |опасных |
|производственных| |в пределах норм,| |опасные | |производствен- |
|факторов | |а состояние | |факторы, | |ных факторов |
|отсутствует или | |организма | |уровень | |превышает |
|уровни их | |работника | |воздействия | |уровень, |
|воздействия не | |восстанавливает-| |которых | |установленный |
|превышают | |ся во время | |способен | |нормативами |
|уровни, | |отдыха или к | |создать | |(гигиеническими|
|безопасные для | |началу | |угрозу жизни,| |нормативами) |
|человека | |следующего | |а последствия| |условий труда |
| | |рабочего дня | |воздействия | | |
| | | | |обусловливают| | |
| | | | |высокий риск | | |
| | | | |развития | | |
| | | | |профзаболева-| | |
| | | | |ния | | |
\----------------/ \----------------/ \-------------/ \---------------/
Вредные условия подразделяются на четыре степени в зависимости от того, к чему приводит воздействие вредных и опасных факторов:
- I степень - воздействие не несет риска повреждения здоровья и не приводит к профессиональным заболеваниям, когда функциональное состояние организма восстанавливается;
- II степень - появляются начальные формы профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести;
- III степень - появляются и развиваются профессиональные заболевания легкой и средней степени тяжести;
- IV степень - развиваются тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).
АУ - это не производственное предприятие, поэтому в большинстве данных учреждений условия труда могут быть квалифицированы как оптимальные и допустимые. Вернемся к вышерассмотренным видам деятельности, в процессе которых работниками могут быть получены травмы: допустимый класс травмоопасности отвечает оптимальным и допустимым условиям труда, а опасный класс травмоопасности - опасным и вредным условиям труда на рабочем месте. При этом указание о повышении опасного класса травмоопасности может быть истолковано как необходимость присвоения рабочему месту первой степени вредности вредных условий. Хотя более исчерпывающий ответ на этот вопрос могут дать специалисты, проводящие специальную оценку условий труда в учреждении.
Если опасные и вредные факторы не выявлены
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (п. 4 ст. 10 Закона о специальной оценке условий труда).
В таком случае АУ как работодателем производится декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма декларации и порядок ее предоставления в государственную инспекцию труда по местонахождению работодателя утверждены Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 N 80н. При заполнении декларации следует принимать во внимание карту специальной оценки условий труда конкретного рабочего места, которая является частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Учет рабочих мест ведется работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Письмо Минтруда РФ от 23.06.2014 N 15-1/В-724)
Срок действия декларации соответствия условий труда нормативным требованиям - пять лет. По истечении этого срока в случае отсутствия в период действия декларации несчастных случаев или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет. В противном случае действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда (ст. 17 Закона о специальной оценке условий труда).
И еще. Декларация предоставляется работодателем только по тем рабочим местам, на которых вредные или опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены. При установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2-й классы соответственно) декларирование не производится (Письмо Минтруда РФ от 17.09.2014 N 15-1/В-1157). В таком случае сама аттестующая организация сообщит в территориальное отделение инспекции труда о результатах проведенной спецоценки.
О финансировании спецоценки
Большинство мероприятий, предусмотренных трудовым и связанным с ним законодательством, проводится за счет работодателя. Специальная оценка условий труда - не исключение (ст. 212 ТК РФ, ст. 8 Закона о специальной оценке условий труда). В то же время работодатель вправе требовать финансирования за счет взносов в ФСС специальной оценки условий труда, являющейся, по сути, одной из предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
В настоящий момент действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н. Согласно документу за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может оплачиваться не только проведение специальной оценки условий труда, но и проведение мероприятий по приведению уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными требованиями охраны труда. При этом нужно помнить, что финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусмотрено в размере не более 20% от суммы страховых взносов на страхование от травматизма (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Об ответственности
Если АУ не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства - как непринятие мер по созданию безопасных условий труда. В 2015 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. (от 50 до 70 тыс. руб. при повторном нарушении). Ответственные за соблюдение норм трудового законодательства должностные лица могут уплатить 1-5 тыс. руб. или быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет (при повторном нарушении).
Кроме этого, с 1 января 2015 года есть отдельное наказание именно за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение. Нормы ст. 5.27.1 КоАП РФ налагают на работодателя штраф в размере от 60 до 80 тыс. руб.; а при повторном нарушении - от 100 до 200 тыс. руб.; деятельность работодателя может быть приостановлена на срок до 90 суток. Должностные лица - нарушители будут предупреждены (при малозначительности нарушения), также на них может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб.; при повторном нарушении размер санкций составит от 30 до 40 тыс. руб., а также возможна дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
* * *
В заключение напомним, что результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях (ст. 7 Закона о специальной оценке условий труда):
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в ПФР;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Для АУ не все сказанное актуально, тем не менее не стоит оспаривать обязательный характер проведения специальной оценки как предупредительного мероприятия по охране труда. Другое дело, что его проведение в АУ может иметь особенности, а при определенных условиях можно обойтись декларированием соответствия условий труда.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"