Автономные медицинские организации в российском здравоохранении
С.Б. Дорофеев,
заместитель Председателя Комитета по охране здоровья
Государственной Думы Российской Федерации
Журнал "Главный врач", N 8, август 2015 г.
В апреле текущего года по инициативе Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ были проведены парламентские слушания на тему "Правоприменительная практика работы автономных медицинских организаций в здравоохранении. Проблемы и перспективы". Заявленная тематика слушаний вызвала неподдельный интерес у медицинского сообщества и руководителей медицинских учреждений.
Целью данной статьи не является сравнительное обсуждение преимуществ или недостатков различных организационно-правовых форм учреждений здравоохранения (бюджетных, автономных и казенных), так как во многих публикациях данных анализ уже проводился. Нам представлялось интересным проанализировать практический опыт по созданию автономных медицинских учреждений (далее - АМУ) в нашей стране, оценить их количество среди всех организационно-правовых форм представленных в системе здравоохранения, изучить мнение руководителей АМУ о работе в новых организационно-правовых условиях и поделиться мнениями о возможных путях совершенствования работы данных организаций.
Первое, с чем мы столкнулись при попытке получить статистическую информацию на заявленную тему в Минздраве России, это отсутствие таковой, несмотря на то, что АМУ работают с 2010 года Единственными официальными источниками статистической информации, которые содержали интересующие нас данные, оказались сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru) и сайт Росстата (http://gks.ru).
Следует отметить, что информация из этих двух источников несколько отличалась друг от друга по времени обновления. Данные сайта bus.gov.ru более актуализированы и позволили сделать более подробный анализ в разрезе профилей медицинских учреждений, субъектов РФ и федеральных округов.
По официальным статистическим данным по итогам 2013 года в Российской Федерации насчитывалось 627 АМУ (7,5% от всех государственных медицинских организаций), а по данным сайта bas.gov.ru (по состоянию на 01.04.2015 года) уже 707 АМУ (8,4%). Динамика изменения общего количества АМУ в системе здравоохранения Российской Федерации свидетельствует о том, что данная организационно-правовая форма оказалась востребованной и активно внедряется во всех субъектах нашей страны.
Безусловным лидером по абсолютному количеству АМУ среди субъектов РФ оказалась Республика Татарстан - 138, Московская область - 49 и Свердловская область - 43 (табл. 1). Следует отметить, что в Республике Татарстан в форму АМУ переведено 92,6% всех медицинских организаций, в Брянской области - 44,3%, Республике Башкортостан - 23,5%, Свердловской области - 23,4%. При этом в самом большом мегаполисе (г. Москве) только 9% учреждений системы здравоохранения имеют статус автономных.
Таблица 1
Количество АМУ в отдельных субъектах РФ (в абс. цифрах и %)
Субъект РФ | Количество АМУ | Всего медицинских организаций | % от общего количества |
Республика Татарстан | 138 | 149 | 92,6 |
Московская область | 49 | 214 | 22,9 |
Свердловская область | 43 | 184 | 23,4 |
Тюменская область | 28 | 163 | 17,8 |
Брянская область | 27 | 61 | 44,3 |
Республика Башкортостан | 27 | 115 | 23,5 |
Волгоградская область | 24 | 135 | 17,8 |
Москва | 19 | 211 | 9,0 |
Среди федеральных округов наибольшее количество АМУ организовано в Приволжском федеральном округе - 246 (19,4% от всех медицинских организаций округа), Уральском федеральном округе - 89 (15,4%) и Сибирском федеральном округе - 113 (11,3%).
Мы провели анкетирование 100 руководителей АМУ. При анализе социологических данных выяснилось, что инициатива создания АМУ чаще всего исходила от руководителей медицинских организаций (41%) и учредителей (36%), а каждое десятое АМУ возникло благодаря инициативе всего коллектива учреждения здравоохранения. Примечательно, что 99% опрошенных руководителей АМУ считают верным принятое в свое время решение об изменении статуса своего учреждения на автономное.
На вопрос, изменилась ли доступность медицинских услуг при работе медицинского учреждения в статусе автономного, 47% респондентов ответили, что не изменилось, а 53% отметили повышение доступности медицинских услуг.
Каждый пятый из респондентов (19%) считает, что их работа усложнилась. Каждый третий (34%) наоборот, отметил, что работать стало проще, а 47% руководителей убеждены, что для них ничего не изменилось.
Нам представлялось интересным оценить, изменилось ли взаимодействие руководителей АМУ со своим учредителем после перехода медицинской организации в статус автономной. Большинство руководителей (60%) никаких изменений не отметили, 29% отметили, что взаимодействие стало проще, а 11% посчитали, что оно усложнилось.
При этом 27% опрошенных считают, что им стало проще формировать бюджет своего учреждения, 23% убеждены, что стало больше возможностей в самостоятельном распоряжении имуществом, однако упрощение процедуры утверждения штатного расписания своего учреждения отметили всего 15% руководителей. Безусловным положительным моментом работы в условиях АМУ руководители отметили упрощение процедур закупок (93%).
Для дальнейшего совершенствования правового статуса АМУ и их руководителей мы изучили мнение респондентов к идее назначения (увольнения) руководителей АМУ Наблюдательным советом АМУ (сейчас это право Учредителя). Положительно к этой идее отнеслись 23% руководителей, затруднились с ответом 17%, большую же часть руководителей (51%) устраивает действующий порядок назначения (увольнения), хотя 7% считают, что эти процедуры целесообразно было бы проводить "по согласованию" с Наблюдательным советом АМУ, а 2% предложили процедуру выборности коллективом руководителя.
В целом, подводя итоги проведенного исследования, нужно отметить, что новая организационно-правовая форма в виде АМУ достаточно активно внедряется в системе здравоохранения Российской Федерации. По данным Росстата количество АМУ (627) по итогам 2013 года, практически сравнялось с числом ведомственных медицинских организаций (636), работающих в системе здравоохранения.
В субъектах РФ имеются разные точки зрения на целесообразность перевода медицинских бюджетных учреждений в статус автономных. От оптимистических (Республика Татарстан и Брянская область - здесь в статусе автономных работают 92,6% и 44,3% медицинских учреждений соответственно) до пессимистических (Владимирская, Тамбовская, Псковская, Курганская, Омская, Сахалинская области, в которых зарегистрировано всего по одному АМУ). Хотя пессимизм руководителей органов управления здравоохранением в субъектах РФ, принимающих решение о переводе учреждений в новую организационно-правовую форму, однозначно не разделяют руководители медицинских организаций, которые перешли в статус автономных (99% из них ответили, что решение об изменении правового статуса учреждения было правильным).
Достаточно интересным оказалось мнение руководителей АМУ по поводу предложения назначения (увольнения) главного врача АМУ Наблюдательным советом. Учитывая тот факт, что анкетирование проводилось анонимно, можно предположить, что отрицательное отношение к этой инициативе большинства респондентов (51%) было вполне обдуманное и искреннее. Хотя на наш взгляд, такая процедура (или по крайне мере "по согласованию" с наблюдательным советом) могла бы стать, с одной стороны, инструментом большей самостоятельности главного врача и его защищенности, а с другой стороны сделать работу руководителя более прозрачной и подконтрольной коллегиальному органу управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Главный врач"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2012 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: научно-практический журнал для руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций. На его страницах рассматриваются наиболее актуальные вопросы менеджмента, экономики и организации здравоохранения. Журнал выгодно отличается от аналогичных изданий практической направленностью и оперативностью.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://управление-здравоохранением.рф/
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (подписной индекс 80977), "Пресса России" (подписной индекс 87440), "Каталог Российской прессы" (подписной индекс 14495), "Почта России" (подписной индекс П1653), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".