Борьба с демографическим кризисом
В. Самсонова,
федеральный судья,
г. Рославль
Газета "эж-ЮРИСТ", N 39, октябрь 2015 г.
Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающий введение на территории Российской Федерации государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, был принят 29 декабря 2006 года. Как он повлиял на демографическую ситуацию в России?
Важные нововведения
В рамках проводимого с октября по декабрь 2007 года социологического исследования, жителям России был задан вопрос: "Собираетесь ли вы завести еще одного ребенка в течение ближайших трех лет?"
Ответы респондентов распределись следующим образом:
- "определенно, нет" - 3010 человек;
- "пожалуй, нет" - 1242 человека;
- "пожалуй, да" - 945 человек;
- "определенно, да" - 387 человек.
Приятно отметить, что с момента принятия Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" рождаемость вторых и последующих детей в России увеличилась.
Коэффициент среднего числа детей, рожденных женщиной за свою жизнь, с 1,305 в 2006 году поднялся до 1,707 к 2013 году.
За период действия данного Закона в него неоднократно вносились изменения.
Наиболее важные из них, вступившие в силу в 2015 году, рассмотрим поподробнее.
Согласно ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
В то же время из данного правила имеется исключение, сформулированное в ч. 6.1 ст. 7 Закона N 256-ФЗ.
Эта норма допускает распоряжение средствами материнского капитала в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставляемые гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
До вступления в силу Федерального закона от 23.05.2015 N 131-ФЗ "О внесении изменений в ст. 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" указанная норма Закона N 256-ФЗ допускала расходование средств материнского капитала в любое время только на погашение основного долга и уплату процентов.
Из числа граждан (271,7 тыс. человек), подавших в 2014 году заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (за исключением погашения кредитов) наибольшее число граждан подали заявление о распоряжении на приобретение жилого помещения путем купли-продажи - 186,5 тыс. заявлений; на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома без привлечения специализированной строительной организации - 67,3 тыс. заявлений; на индивидуальное строительство с привлечением специализированных строительных организаций - 1,3 тыс. заявлений.
Указанные нововведения полностью согласуются с реальной ситуацией, свидетельствующей о том, что наибольшее число семей, получивших сертификаты, подали в 2014 году заявление об использовании средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - 650,2 тыс. (83,8% от численности семей, подавших заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала). Из них 66,2% (430,6 тыс.) семей направили данные средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья.
Внесенные изменения в законодательстве позволят еще большему количеству семей в более ранние сроки решить проблему улучшения жилищных условий.
С 1 марта 2015 года на территории РФ вступила в действие норма, предусматривающая, что средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы на компенсацию затрат за построенный (реконструированный) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства.
Однако воспользоваться таким правом получатель сертификата сможет только в том случае, если представит:
1) копии документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
2) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;
3) письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Немаловажным, на наш взгляд, является узаконенное Федеральным законом от 08.03.2015 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" нормоположение, предусматривающее, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенным с микрофинансовой организацией или кредитным потребительским кооперативам, работающим менее трех лет с момента государственной регистрации.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, за период с 2010 по 2013 год выявлено 4183 преступления, связанных с незаконным обналичиванием средств материнского (семейного) капитала, в том числе в 951 случае были допущены нарушения при использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по до-говорам займа, заключенным с микрофинансовыми организациями.
Введенное в ст. 10 Закона N 256-ФЗ ограничение позволит снизить риск неправомерных действий со средствами материнского (семейного) капитала.
Работа продолжается
В интервью каналу "РБК" в рамках Петербургского международного экономического форума министр труда и социальной защиты РФ М. Топилин подчеркнул, что министерство считает необходимым продлить программу материнского капитала до 2021 года.
Кроме того, как пояснила на брифинге 9 сентября 2015 года заместитель Председателя Правительства О. Голодец, с 1 января 2016 года размер материнского (семейного) капитала будет увеличен до 475 тыс. руб.
В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В соответствии с позицией его разработчиков предлагается установить возможность для семей, воспитывающих детей-инвалидов, распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество и таким образом компенсировать затраты на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных ребенку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации.
Значимость такой меры подчеркнула в своем выступлении на брифинге по окончании заседания Правительства РФ 9 сентября 2015 года заместитель Председателя О. Голодец.
Она указала: "Он (закон) расширяет возможности использования материнского капитала и позволяет семьям для оснащения своего жилья, для целей образования покупать специальные средства реабилитации, которые позволяют ребенку быстрее адаптироваться к нашей жизни... Он позволяет раньше забирать средства материнского капитала, не дожидаясь достижения ребенком трехлетнего возраста. Закон распространяется как на родных, так и на усыновленных детей".
Кроме того, по задумке Министерства труда и социального развития РФ, планируется предоставить возможность семьям использовать материнский капитал на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Значимость принятия данного законопроекта также обуславливается и тем, что в современных условиях в России не хватает мест в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования, что побуждает родителей давать детям дошкольное образование в частных образовательных организациях.
Так и останутся проектом
В то же время не все инициативы внесения изменений в Закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" приняты.
Так, депутатом Государственной Думы А. Агеевым был внесен законопроект, предусматривающий возможность реализации средств государственного материнского (семейного) капитала на оказание ребенку высокотехнологичной медицинской помощи, лечения и реабилитации ребенка-инвалида.
При этом разработчиками предусматривалась возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала:
а) на оплату платных медицинских и реабилитационных услуг, оказываемых государственными и муниципальными медицинскими и реабилитационными учреждениями;
б) оплату медицинских и реабилитационных услуг, оказываемых негосударственными медицинскими и реабилитационными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию.
Другим законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы А. Ивановым, предусматривалось использование средств материнского (семейного) капитала на приобретение легкового или грузового автомобиля, произведенного на территории РФ.
Разработчики законопроекта предлагали использование данного автомобиля семьями для проведения семейного отдыха, доставки детей в дошкольные и учебные учреждения или в коммерческих целях для пополнения семейного бюджета.
Кроме того, предполагалось, что те семьи, которые заключили кредитный договор на приобретение автомобиля до 31 декабря 2010 года включительно, имели право воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения второго, третьего или последующих детей.
Со стороны депутатов Государственной Думы И. Лебедева, М. Рохмистрова и С. Иванова предлагалось использовать материнский (семейный) капитал на создание специального счета в целях получения ежемесячных дивидендов в виде выплат по процентам за пользование банком деньгами вкладодержателя.
Также в Государственную Думу РФ вносился законопроект, предусматривающий расширение круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, за счет включения в него "женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка начиная с 1 января 2015 года, и мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка начиная с 1 января 2015 года, имеющих непрерывный срок постоянного или преимущественного проживания в течение 5 лет, учитываемый как до (но не ранее чем за 5 лет до рождения ребенка), так и после рождения ребенка на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, Сибирского федерального округа Российской Федерации, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера Российской Федерации".
Все эти законопроекты были отклонены при рассмотрении Государственной Думой РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru