Криминализация незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ
Н. Иванцова,
профессор Межрегионального открытого
социального института (г. Йошкар-Ола),
доктор юридических наук
Журнал "Законность", N 10, октябрь 2015 г.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 234.1 "Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ".
Были запрещены потребление и оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, к числу которых отнесены и спайсы. Такие вещества воспроизводят основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожи с ними по физиологическому воздействию на организм человека. Закон вводит запрет на их производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, использование, потребление, ввоз в страну и вывоз из неё.
Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК, - общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения. В качестве непосредственного дополнительного объекта этого преступления могут быть другие, кроме здоровья населения, общественные отношения, в частности, отношения собственности, общественной безопасности, нормальной деятельности предприятий и организаций по обеспечению установленного порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Предмет преступления - новый для уголовного законодательства России. О нём речь идёт в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В частности, в ст. 1 говорится: "...новые потенциально опасные психоактивные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен". В ст. 22 этого же закона раскрывается поражающий характер этих веществ: в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещён (далее - Реестр), включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
В соответствии с приказом ФСКН России от 18 февраля 2015 г. N 69 "Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен" формирование Реестра осуществляется ФСКН России с применением технических и программных средств, позволяющих обеспечить внесение в Реестр либо исключение из Реестра сведений о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом (далее - новые потенциально опасные психоактивные вещества). Реестр формируется ФСКН России посредством внесения в него сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения о включении их в Реестр, а также посредством внесения в него записей об исключении из Реестра сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения об их исключении из Реестра. Реестр и решения ФСКН России о включении новых потенциально опасных психоактивных веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте ФСКН России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В досье на проект названного приказа было указано, что "разработка проекта Приказа связана с необходимостью организации правового механизма в рамках формирования и ведения Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ ФСКН России, определенных вышеуказанным федеральным законом"*(1). Однако на момент написания статьи Реестр не был опубликован.
Объективная сторона составов преступлений, сформулированных в ч. 1 ст. 234.1 УК, включает в себя незаконные производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещён. Производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ с целью сбыта, сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ признаются незаконными, если они совершены в нарушение законодательства РФ, регулирующего их оборот (федеральные законы от 8 января 1998 г. N З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие нормативные акты).
Размеры новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее - НПОПВ), оборот которых в РФ запрещён, для квалификации по ч. 1 ст. 234.1 УК значения не имеют.
Под незаконным производством следует понимать совершённые в нарушение законодательства РФ умышленные действия, направленные на серийное получение таких веществ из растений, химических и иных веществ (например с использованием специального химического или иного оборудования, производство НПОПВ в приспособленном для этих целей помещении, изготовление НПОПВ партиями, в расфасованном виде).
Под незаконным изготовлением НПОПВ следует понимать совершённые в нарушение законодательства РФ умышленные действия, в результате которых из наркосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению НПОПВ.
Под незаконной переработкой НПОПВ следует понимать совершённые в нарушение законодательства РФ умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твёрдой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько НПОПВ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации НПОПВ, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.
Для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка НПОПВ, органы следствия и суды должны располагать заключением эксперта о виде полученного вещества, его названии, способе изготовления или переработки.
Под незаконным хранением предметов преступления следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими веществами (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило НПОПВ.
Под незаконной перевозкой НПОПВ следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает предметы преступления из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населённого пункта, совершённые с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных предметов, установленного ст. 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Однако следует отметить, что ст. 21 названного федерального закона содержит правила перевозки наркотических средств и психотропных веществ, а в отношении НПОПВ аналогичное правило не прописано, что является явным пробелом, подлежащим немедленному восполнению. Незаконная перевозка НПОПВ может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в различных частях тела человека или животного и т.п. Вопрос о наличии в действиях лица состава преступления - незаконной перевозки - и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения НПОПВ во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учётом направленности умысла, фактических обстоятельств перевозки, количества, размера предметов преступления, места их нахождения, а также других обстоятельств дела.
Незаконной пересылкой предметов преступления признаётся их перемещение в виде почтовых, багажных отправлений или иным аналогичным способом. Пересылка, в отличие от перевозки, согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" осуществляется без участия отправителя.
Под незаконным приобретением НПОПВ надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчёта за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного НПОПВ.
Незаконные ввоз на территорию РФ или вывоз с территории РФ НПОПВ в целях сбыта предполагают перемещение этих веществ через Государственную границу РФ любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и т.п.
Действиями по ввозу или вывозу считаются: при ввозе - фактическое перемещение НПОПВ через Государственную границу РФ; при вывозе НПОПВ - любое действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти эти вещества за пределы РФ с целью сбыта.
Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации, например путём употребления этих веществ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Законодательная конструкция диспозиции нормы, изложенной в ч. 1 ст. 234.1 УК, вызывает вопрос в связи с указанием в ней (диспозиции) цели сбыта. Относится этот субъективный признак только к вывозу с территории РФ НПОПВ либо ко всем альтернативно перечисляемым деяниям (производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз)? Представляется, что он относится только к вывозу с территории РФ НПОПВ. Толкование норм уголовного закона позволяет аргументировать эту позицию следующим образом. Во-первых, в тех случаях, когда законодатель стремится подчеркнуть наличие цели как обязательного признака всего преступления в целом, он указывает её в названии статьи, как это сделано применительно к ст. 234 УК. Во-вторых, санкция нормы, изложенная в ч. 1 ст. 234.1 УК, свидетельствует о том, что преступление отнесено к категории небольшой тяжести. В санкции нет такого наказания, как лишение свободы, которое, как правило, в других нормах подчёркивает более высокую общественную опасность деяния. В то же время цель сбыта, напротив, усиливает общественную опасность деяния, чего не наблюдается применительно к санкции в ч. 1 ст. 234.1 УК. Если же сравнить санкции ч. 1 ст. 234.1 и ч. 1 ст. 234, то обнаружим, что последняя включает в себя наказание в виде лишения свободы до трёх лет. Не последнюю роль, на наш взгляд, при пенализации указанных в ч. 1 ст. 234 УК деяний сыграла цель сбыта. В-третьих, вывоз с территории РФ НПОПВ без цели сбыта вряд ли следовало бы криминализировать, поскольку общественная опасность таких деяний ничтожна с точки зрения целей уголовного законодательства РФ. В-четвёртых, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, наказываются в административном порядке. Административную ответственность за аналогичные деяния применительно к НПОПВ законодатель не ввёл. Предположим, что это сделано постольку, поскольку за эти деяния предусмотрена лишь уголовная ответственность. Безусловно, точку в этом вопросе поставит судебно-следственная практика. Однако можно констатировать, что законодатель создал несовершенную конструкцию.
Часть 2 ст. 234.1 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору либо повлёкшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Под совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует понимать участие в преступлении двух или более лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Сговор означает соглашение между участниками группы на незаконные операции с НПОПВ, достигнутое до начала соответствующих действий. Форма сговора для квалификации значения не имеет.
Причинение вреда здоровью человека может выразиться в нарушении анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, в заболевании либо патологическом состоянии. Подробные признаки тяжкого вреда здоровью предусмотрены в ч. 1 ст. 111 УК. Тяжкий вред здоровью является квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 234.1 УК лишь при его причинении по неосторожности. В случае умышленного причинения вреда здоровью человека действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений.
Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные чч. 1 или 2 этой статьи, совершённые организованной группой либо повлёкшие по неосторожности смерть человека. Речь прежде всего идёт об устойчивой группе лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. При этом все участники организованной группы, независимо от выполняемой каждым из них роли в незаконном обороте НПОПВ, признаются его соисполнителями. Наступление смерти является квалифицирующим признаком ч. 3 комментируемой статьи лишь при её причинении по неосторожности. В случае умышленного причинения смерти действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений.
Субъектами преступлений, предусмотренных чч. 1-3 ст. 234.1 УК, могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Официальный сайт ФСНК России // poyasn2092710.doc (дата обращения: 02.04.2015 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иванцова Н.В. Криминализация незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ
Ivantsova N.V. Criminalization of illicit trafficking of new potentially hazardous psy chotropic substances
В статье речь идёт об установлении уголовной ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, к числу которых относятся курительные смеси (спайсы). Дана уголовно-правовая характеристика признаков преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ.
In the article we are talking about the crim inalization of illicit trafficking of new potentially dangerous psychoactive substances, including Smoking blends (spice). Given the criminal le gal description of the crime under article 234.1 of the criminal code.
Ключевые слова: уголовный кодекс; психоактивные вещества; уголовная ответственность; спайсы; состав преступления; незаконный сбыт.
Keywords: penal code; psychoactive sub stances; criminal responsibility; spice; consti tuted the crime of illegal sale.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.