Административное задержание и доставление
Ю.С. Рябенко,
прокурор организационно-контрольного
отдела прокуратуры Санкт-Петербурга
Журнал "Законность", N 10, октябрь 2015 г.
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления могут применяться меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
К таким мерам отнесены в том числе доставление и административное задержание. Они, несмотря на определённое сходство по кругу должностных лиц, которые вправе их применять, имеют значительные различия.
Общие цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении определены ст. 27.1 КоАП и не являются универсальными для всех обеспечительных мер. Доставление (ч. 1 ст. 27.2) применяется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, а административное задержание (ч. 1 ст. 27.3) применяется в исключительных случаях для обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Сущность доставления как принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или иное служебное помещение предполагает не только кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица путём доставления его в служебное помещение, но и подавление при этом возможного сопротивления - как психического, так и физического (отказ выполнить требование должностного лица, отказ выйти из транспортного средства и др.*(1)).
В то же время административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Чёткое разграничение понятий доставления и задержания необходимо в том числе для определения правовой основы действий, связанных с доставлением лица без последующего привлечения к административной ответственности. На практике нередки такие случаи, когда должностное лицо составляло постановление о прекращении дела об административном правонарушении до его передачи на рассмотрение в соответствии со ст. 28.9 КоАП. Исчерпывающий перечень оснований прекращения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 24.5 КоАП.
Можно ли считать задержание незаконным, если после него лицо не было привлечено к административной ответственности? В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования ст. 22 Конституции РФ и подп. "c" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда.
Административное задержание как кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, должно быть сопряжено с содержанием лица в специально отведённых для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления.
Доставление как действие не может произойти без факта ограничения свободы лица, которое считается задержанным с момента доставления в место последующего содержания в специализированном помещении.
Срок административного задержания в соответствии со ст. 27.5 КоАП, по общему правилу, не может превышать трёх часов, в строго оговорённых случаях - 48 часов.
Вместе с тем исчисление срока административного задержания вызывает существенные проблемы на практике. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 КоАП срок задержания лица, не находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП.
Рассмотрим пример доставления лиц, задержанных при участии в массовых несанкционированных митингах. Исчисляя время с момента фиксации происходящего правонарушения и до времени доставления, указанного в журнале доставленных в отдел полиции, можно убедиться в том, что зачастую после помещения правонарушителей в спецтранспорт до доставления в отдел полиции проходило несколько часов, которые не учитывались как срок задержания.
Полагаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что из-за отсутствия чёткой правовой основы действий, связанных с фактическим задержанием, ограничением свободы передвижения задержанного до момента доставления в отдел полиции или другое специальное помещение, правомерность действий должностных лиц вызывает вопросы и нередко такие действия обжалуются.
Согласно ст. 27.4 КоАП в протоколе об административном задержании помимо даты и места составления указывается должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол должен быть подписан как лицом, его составившим, так и лицом, в отношении которого произведено задержание. Если задержанный отказывается подписать протокол, то в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. По просьбе задержанного ему выдаётся копия протокола об административном задержании.
В материале об административном правонарушении первым документом, отражающим факт задержания, следует считать не протокол об административном задержании, а рапорт должностного лица, доставившего предполагаемого правонарушителя, в котором фиксируется время и место происшествия. Указанный документ составляется также не на месте задержания, а по прибытии в отдел полиции либо другое специальное учреждение. Необходимость составления рапорта о задержании заключается в том, чтобы иметь представление о фактических обстоятельствах задержания либо - при опросе должностных лиц об обстоятельствах задержания - иметь возможность проверить достоверность их показаний.
Таким образом, правомочность действий должностных лиц с момента фактического задержания лица и до момента его доставления в специальное помещение для задержанных в административном порядке не регулируется законодательством в необходимой степени, что может породить проблемы на практике.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. // 2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рябенко Ю.Н. Административное задержание и доставление
Ryabenko Y.N. Administrative apprehension and delivery
В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием правового урегулирования процедуры административного задержания в период с ограничения свободы на месте совершения предполагаемого правонарушения до доставления к месту задержания.
The article considers the problems connected with a gap in legal regulation of administrative apprehension as from limitation of liberty at a probable site of crime to delivery to the place of apprehension.
Ключевые слова: административное задержание; доставление; ограничение свободы.
Keywords: аadministrative apprehension; delivery; limitation of liberty.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.