В нашей организации существует практика избирательных доплат за выполнение сотрудником обязанностей другого сотрудника на время его отпуска либо больничного. Бухгалтерия делает приказы о доплатах некоторым работникам за вышеуказанные дополнительные функции уже на момент начисления им заработной платы (после фактически отработанного времени). По сути, сотрудники, выполняя работу, даже не знают сколько им будет за это доплачено. Другие сотрудники, выполняя работу отсутствующего работника, вообще не получают никаких доплат. Единая система при начислении доплат за выполнение дополнительных обязанностей на предприятии отсутствует. Бухгалтерия по своему усмотрению, без согласования с юридическим отделом и отделом кадров подготавливает приказы директору о доплатах. 1. Должны ли составляться приказы о совмещении обязанностей при отпуске/болезни каждого сотрудника (если его функции исполняет другой человек) и необходимо ли их согласование кадровой службой и юристами? 2. Когда должны составляться подобные приказы - до начала исполнения сотрудником этих дополнительных обязанностей либо уже после, и должны ли с этими приказами заранее ознакомиться под роспись сотрудники, которым доплачивают? 3. Какие административные наказания и штрафы предусмотрены законом на должностных лиц предприятия и его руководство в нашей ситуации (если, как я предполагаю, они нарушают ТК РФ)?
1. Да, должны. Процедура согласования приказов устанавливается нормативно - правовыми актами организации.
2. Приказ составляется до начала выполнения работ с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись.
За нарушение законодательства о труде предусмотрена ответственность в соответствии с КоАП РФ (виды наказаний и размеры штрафов указаны в правовом обосновании.
Правовое обоснование:
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 ТК РФ.
Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты. Доплата может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника. Однако работодатель должен учитывать положение ст. 22 ТК РФ, которое обязывает его обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника имеет место, когда отсутствующий работник не выполняет трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, но за ним сохраняется его место работы (например, на время командировки), а замещающий его работник выполняет и свои обязанности, и работу временно отсутствующего работника. Обязанности отсутствующего работника работодатель может возложить как на одного работника, так и распределить между несколькими работниками. При этом необходимо иметь в виду, что если исполняющий данные обязанности работник освобождается от основной работы, то это является временным переводом на другую работу (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ), а не выполнением дополнительной работы. Если же работник исполняет обязанности по вакантной должности без освобождения от основной работы, то в данном случае следует говорить о совмещении профессий (должностей), либо расширении зон обслуживания, увеличении объема работ.
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде (в том числе за нарушение порядка предоставления и оформления отпусков работникам) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.